Во время охранно-спасательных исследований экспедициями ООО «ЦРСП-ЮГ» в 2018-2021 гг. на поселениях античного времени в Краснодарском крае были найдены два бронзовых амулета в виде человека.
Один из амулетов был обнаружен в 2018г. при археологических раскопках поселения Чекупс-2 в Крымском районе Краснодарского края экспедицией под руководством Д.Г. Баринова. Второй происходит из слоя поселения Красный Октябрь-2, исследованного в 2021г. экспедицией под руководством Д.А. Карпова в Темрюкском районе. Амулеты вместе с боспорскими монетами царей Рескупорида II, Савромата I и фрагментами амфор римского времени были найдены в культурных слоях поселений I-III вв. н.э.
Обе подвески, отлитые из бронзы, выполнены в виде рельефной антропоморфной миниатюрной скульптуры с разведенными руками и ногами. Черты лица показаны схематически, а на голове надет шлем с гребнем или высокий остроконечный колпак. С тыльной стороны фигурки, на уровне головы и плеч, находится петля для подвешивания. Амулеты небольшого размера и их высота составляет всего 2,5 см. Фигурки очень похожи, хотя, отливки изделий, бесспорно, осуществлялись в разных формах.
Такие предметы были широко распространены у крымских скифов в первые века нашей эры. Их находили археологи в основном в погребениях, но есть находки антропоморфных амулетов в комплексах Херсонеса Таврического и из горных святилищ античного периода на перевале Гурзуфское Седло в районе Ялты и на мысу Эклизи-Бурун на вершине Чатыр-Дага.
За пределами Крыма до настоящего времени скифских амулетов-подвесок было найдено всего несколько экземпляров: 1 ‑ из Фанагории, 1 ‑ из окрестностей Анапы, 2 ‑ из фондов Краснодарского музея, место находки которых неизвестно.
Практически все крымские подвески были обнаружены в детских и женских могилах. Причём, основным местом их расположения в захоронениях взрослых женщин был район пояса. Здесь они находились вместе с другими мелкими предметами (украшениями, зеркалами и т.д.), вероятно, помещенные в сумочку или мешочек. А в детских и подростковых погребениях антропоморфные амулеты-подвески, как правило, располагались на груди и шее умерших, что позволяет предположить их использование в составе ожерелья.
Все подобные изделия являются оберегами, амулетами или талисманами. Поэтому они могли использоваться для защиты их обладателей и при жизни, и после смерти, т.е. вариантов использования подобных магических предметов было много. Точно также сложно точно установить, что или кого изображали эти фигурки.
Изначально антропоморфные скульптурки-амулеты известны во многих культурах, начиная с энеолита, и они встречаются практические повсеместно от Урала, Кавказа, Передней Азии и до Европы. Использование разного рода человекообразных изображений в качестве амулетов сохраняется и до сих пор. Определённая универсальность и многоплановость мужских фигурок-амулетов позволяет найти их прототипы практически в любой цивилизации Древнего Мира или Средних веков.
По этой причине найти истоки наших амулетов можно и в образе популярного египетского бога-карлика Бэса, и в греко-римском культе братьев Диоскуров и в массе других. Однако сосредоточение основной части находок этих подвесок преимущественно в скифских памятниках юго-западного Крыма, даёт основание предполагать, что именно в этом регионе находилось место их изготовления. Так что, может быть, эти амулеты олицетворяли какой-то исконно скифский образ бога-защитника преимущественно женщин и детей.
Возникает вопрос: как попали эти амулеты за пределы скифского царства в Крыму? Напомним, что достоверно зафиксировано лишь несколько экземпляров таких находок за пределами Крымского полуострова.
К маловероятным вариантам можно отнести покупку этих амулетов у крымских скифов или использование таких подвесок представителями других народов.
Скорее всего, их появление на соседних территориях связано с захватом в плен обладателей антропоморфных амулетов-подвесок, т.е. крымских скифов представителями местных народов. В первые века нашей эры в этом регионе современного Краснодарского края, на восточной окраине Боспорского царства, кроме греков, проживали различные варварские народы ‑ меоты, сарматы и другие. Многие из них состояли на военной службе у правителей Боспора и принимали участие в войнах государства с окружающими его народами, в том числе и с Крымской Скифией. В письменных свидетельствах II в. н.э. указывались военные действия, которые предпринимали цари Боспора для усмирения крымских скифов.
Таким образом, амулеты-подвески, использовавшиеся преимущественно детьми и женщинами, могли оказаться на этом берегу Керченского пролива вместе со своими плененными владельцами. Об этом может говорить то, что оба амулета найдены не в погребениях, как это чаще всего бывает в Крыму, а в слое поселений, будучи потерянными или выброшенными.
Можно также допустить, что эти амулеты были захвачены среди остальной добычи в тех же карательных походах в Крыму и привезены воинами, участвовавшими в конфликте в составе боспорского войска в свои родные поселения.