Археологическая экспедиция ООО «ЦРСП» под руководством С.А. Курочкиной в июне-августе 2022г. продолжила исследование памятника археологии поселения «Почтовая станция Побочная» на территории муниципального образования «город Саратов».
Археологические раскопки проводились на площади более 2 га и являлись продолжением комплекса охранно-спасательных работ 2020г., связанных с проектируемым строительством западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги, которое предполагает реконструкцию станции Ивановский и строительство нового технологического парка.
Наиболее важным открытием полевого сезона является обнаружение каменного фундамента, на котором, вероятно, было возведено здание самой почтовой станции. Такая постройка являлась самой важной частью станции, в ней находилась «контора», а также обычно проживал и сам смотритель (по-современному начальник отделения связи) этого почтового пункта. Основными задачами станций было обеспечение быстрого перемещения государственных, а потом и частных, почтовых сообщений. Для этого при станциях находились сменные лошади, которых на станции Побочная (Побочинский Умёт), согласно «Почтовому дорожнику Российской империи» 1880г., числилось 8 голов.
Соответственно, постоянное размещение ямщиков и лошадей в этой локации требовало создания определенных условий: места для постоянного или временного содержания животных и проживания людей, хранения запасов кормов и продовольствия, наличие необходимого оборудования для подковки лошадей, ремонта почтовых конных экипажей. Услугами по смене лошадей, ремонту дорожных колясок, закупке продовольствия или, возможно, ночлегу могли пользоваться и частные лица, проезжающие по этому маршруту.
В нашем случае остается неизвестным: могла ли выполнять функции придорожной гостиницы почтовая станция? На «Военно-топографической карте Российской империи Ф.Ф. Шуберта» 1860-1890 годов недалеко от станции указан постоялый двор, так что возможно, он и выполнял функции ночлега и питания проезжающих путников, а наша почтовая станция выполняла только служебные функции.
Станционный смотритель постоянно должен был находиться на станции, как и ямщики со сменными лошадьми, так что здесь всегда находилось определенное количество людей и лошадей. Семьи смотрителя и ямщиков, скорее всего, проживали здесь же или в ближайшем поселении – умёте или хуторе. Вокруг здания станции всегда возникал целый комплекс построек различного назначения. Скорее всего, большинство построек было возведено из недорогих и доступных материалов – дерева и глины. Видимо, только само здание почтовой конторы на станции было построено из камня или саманного кирпича.
О незавидной судьбе станционного смотрителя красочно говорит в одноименном произведении А.С. Пушкин: «Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель».
Обнаруженные во время раскопок объекты позволяют предположить, что территория станции была достаточно благоустроена: устроены водостоки (траншеи), а пространство между постройками могло быть «замощено» утрамбованной смесью из белой опоки и фрагментов красного обожженного кирпича без какого-либо связующего раствора.
Главное здание – станция – было построено из белого камня и кирпича. Оно имело угловатую форму, составленную из двух прямоугольников, общими размерами 10,5х8 м. Рядом со зданием сохранилась часть каменной вымостки.
Рядом располагалось несколько построек – полуземлянок, заглубленных в землю на 1-1,5 м, которые могли быть как жилыми, так и хозяйственными постройками. В дно были врыты столбы, которые поддерживали крышу, скорее всего, покрытую чем-то вроде деревянной дранки, а стены могли быть обшиты досками. Обогревались они каменными или кирпичными печками. Одна из изученных полуземлянок прямоугольных очертаний имеет размеры 7 х 4 м.
Исследованные хозяйственные ямы также имели разное назначение: какие-то использовались в качестве мусорных, куда сбрасывался мусор, ссыпались зола с углем, другие могли быть погребами или ледниками для хранения припасов.
Зафиксированные ямы от столбов могли быть частью конструкций наземных построек, сооруженных из дерева, например, коновязи, навесы, сараи и т.д.
Позднее, когда почтовая станция перестала функционировать, хозяйственные постройки и вымостки стали разрушаться или разбираться. Их остатки были окончательно разрушены в ходе распашки, белый камень (опока) и красный обожженный кирпич, из которого они были сделаны, оказались растащены по пахоте.
Вероятно, исследуемые участки охватывают как хозяйственную, так и жилую часть почтовой станции. Часть хозяйственных построек более раннего времени могла быть перестроена позднее и не сохранилась.
Раскопанная часть станционного комплекса очень похожа на описание села Дубовый Умёт в Самарской губернии, которое была напечатано в «Самарских губернских ведомостях» в 1854 году:
«Назад тому лет 70 или 75 были на месте его только две земляные избы, с дворами, и они-то служили для проезжающих приютом от трудностей пути и бурных непогод в зимнее время. Эти подворья на дороге в Уральск носили название уметов. Земляные избы были построены при овраге, а подле оврага был дубовый лесок. Отсюда нынешнее село получило свое название».
Считается., что семьи ямщиков и они сами во время отдыха или на пенсии жили в специальных поселениях, называемых «умёты», которые нередко давали название и почтовой станции, так как располагались вблизи нее. И действительно, станция Побочная имеет полное название Побочинский Умёт, от названия оврага Побочный и, возможно, небольшого поселения – умёта (который мог, например, находиться на месте бывшего хутора Обросимов).
Среди находок большое количество фрагментов керамической посуды, стеклянной и фарфоровой, хозяйственно-бытовых железных предметов, монеты, пуговицы, пряжки. Особое место занимает находка почтового штемпеля с аббревиатурой «И.П.С.» императорская почтовая станция и «Саратов».
Все сделанные находки позволяют датировать время существования данного участка почтовой станции первыми десятилетиями XIX – началом XX вв.