Недавние археологические исследования опровергли мнение о том, что коренная Австралия была полностью изолирована, пока европейцы не прибыли в 1788 году. Исключением были только территории Индонезии, открытые чуть ранее. Однако это не соответствует действительности.
Группа исследователей под руководством археолога Криса Урвина проанализировала ряд артефактов. Есть все основания полагать, что связи с Новой Гвинеей по Коралловому морю были налажены на 2000 лет раньше, как минимум. В период активных археологических раскопок часто находили фрагменты посуды из глины.
Они хорошо сохраняются в условиях влажных тропиков, в отличие от аналогичных предметов из дерева или кости. Народы Папуа не были знакомы с гончарным делом. Это значит, что остатки глиняной посуды когда-то были завезены с других территорий.
Керамика начала поставляться в залив около 2700 лет тому назад. На это указывают результаты углеродной датировки древесного угля. Вывод – племена Папуа могли быть неплохими мореплавателями, что способствовало налаживанию связей между разными островами. Данный факт актуален для периода, когда о колонизации Австралии не могло быть и речи (за 2500 лет до начала масштабных экспедиций). Торговцы перемещались по всему южному побережью на парусных судах.
Во внимание приняты археологические свидетельства ранних связей между племенами Папуа и островами пролива Торреса в Австралии. Глиняные образцы, напоминающие посуду возрастом 2600 лет, были обнаружены на острове Пулу.
Есть и другие артефакты, подтверждающие факт раннего развития морской торговли в регионе. На одном из островов были обнаружены наскальные рисунки – изображения кораблей с парусами. Очень похожие по конфигурации на плавательные устройства, которые использовали коренные жители Папуа.
Керамика продавалась в 2700 лет, но максимальная активность начала наблюдаться около 500 лет тому назад. Об этом свидетельствуют артефакты, найденные в данный промежуток времени. Стоит отметить, что глиняные атрибуты отличаются сдержанным дизайном. Посуда не украшалась никак в принципе.
Только более поздние находки указывают на то, что вещи стали активно декорироваться. Скорее всего, производители боролись за покупателя «не количеством, а качеством». Спрос оставался неизменным, а предложение росло, поэтому каждая новая партия товара отличалась лучшим исполнением, и имела оригинальный декор.