Любой незначительный на первый взгляд предмет, обнаруженный во время археологических раскопок, может стать источником важной для науки информации. Кажется, какие сведения получить можно, например, из кусочка разбитого еще в древности керамического сосуда, фрагмента кости животного или остатков истлевшей ткани? Археологическая наука обращает внимание на каждую мелочь, как на потенциальный источник информации, в том числе на самые обычные, неприметные и кажется совершенно ничего незначащие находки. Но стоит подробнее изучить рядовой артефакт и открывается целый пласт человеческой истории.
Частыми находками, обнаруженными во время археологических раскопок, являются предметы из костей домашних животных. Среди изделий бытового назначения, орудий труда, украшений и оружия нередко встречаются астрагалы – надпяточные (таранные) кости мелкого и крупного рогатого скота. Практика использования астрагалов в различных целях появилась в глубокой древности и дожила до ХХ в., а где-то существует и сейчас.
Астрагалы встречаются практически во всех археологических культурах бронзового и железного века, в античном мире, средневековье и применяются до сих пор. Например, в России в бабки играли дети до 50-60 гг. ХХ в.
Впервые фиксируются практики использования астрагалов в период неолита, а широкое применение таранных костей начинается позже, в бронзовом веке, что, вероятно, было связано с развитием скотоводства и связанных с ним традиций. Стандартная форма астрагалов привлекла внимание человека в древности. В чем-то астрагал похож на маленькую фигурку барана, может быть, поэтому он стал ассоциироваться с этими домашними животными и постепенно превратился в его олицетворение, символ. Однако использовались астрагалы не только мелкого рогатого скота ‑ овец и коз, но и коров, свиней, а также кости диких животных – косуль, кабанов, сайги и других.
Чаще всего астрагалы использовались для детских игр (бабки или альчики), но это только один, самый очевидный, способ их применения. Бараньи или коровьи суставы, оставшиеся после варки мяса, служили не только детскими игрушками, но были средством для гадания, магическими оберегами, украшениями и обладали, по мнению древнего человека, множеством других полезных свойств. Также астрагалы стали предшественниками современной игры в кости.
Стоит отметить, что многие, как кажется на первый взгляд, детские забавы имели прикладное значение – формирование и развитие умений и навыков, необходимых человеку для взрослой жизни. Причем, игры часто имели и ритуальное значение, например, приумножение удачи или благосклонности богов, а также своеобразными возрастными маркерами. Например, период взросления подростка и переход его в категорию взрослого человека сопровождался определенными ритуальными действиями, обличенных в форму особых игр, в том числе и в альчики. Не случайно именно в захоронениях подростков бронзового века археологи обнаружили самые большие наборы астрагалов – до 100-150 экземпляров.
И игровые, и ритуальные астрагалы могли подвергаться дополнительной обработке, но разного назначения. Альчики для игры нередко подтачивались или утяжелялись, чтобы игрок мог сделать более удачный бросок. Если эта кость служила для гадания или другого сакрального действия, то на нее могли наноситься специальные отметки и знаки, просверливаться отверстия. В обоих случаях кость могла еще и окрашиваться.
Таким образом, кости (астрагалы, альчики, бабки) оказываются одной из древнейших игр и для детей, и для взрослых. Если о ранних этапах развития и распространения игры в кости можно судить только по археологическим находкам, то от эпохи Древнего Востока и античной цивилизации до нас дошли изображения людей, предающихся этой забаве. Среди играющих были люди самого разного социального статуса, а также немало женщин.
Набор игральных костей был, например, помещен в гробницу Тутанхамона. Из итальянского города Капуя происходит терракотовая статуэтка двух женщин, играющих астрагалами, которая датируется 300 г. до н.э. Известна римская скульптура I—II вв. н.э., изображающая молодую женщину, играющую в кости (а может быть и гадающую с их помощью).
Не менее ярка картина на фреске I в. н.э. из Геркуланума, на которой изображены пять божественных женщин из греческой мифологии, увлеченно играющие все в те же астрагалы.
И, наверно уже не как игру, а как символ брошенного жребия, мы можем видеть астрагалы на монете из главного города Киликии (современная Турция): богиня Афродита, бросающая кости. Отчеканена эта монета в 370 г. до н.э.
Даже греческие мыслители и ученые не остались в стороне от этого увлечения. Аристотель составил рекомендации по игре в кости, а Геродот, Платон и Софокс предлагали свои версии происхождения этой игры.
Превратившись в азартную игру, кости продолжали пользоваться популярностью во многих государствах Европы, Азии и Африки в Средние века и в Новое время. Параллельно возникали, развивались и распространялись другие игры в виде кубиков и многогранников, подобие шашек, а потом и шахматы. Но астрагалы-альчики-бабки не исчезли, оставшись одной из любимых детских игр практически до наших дней.
Помимо сказанного, астрагалы демонстрируют связь с миром мертвых. Вариативность использования астрагалов хорошо заметна в погребениях. Их часто помещали в могилу независимо от пола и возраста, но больше всего астрагалов находят в погребениях детей и особенно подростков. Не всегда можно определить: они положены как инвентарь для игры или как обереги.
Также астрагалы в бронзовом веке могли играть роль магического предмета, маркирующего или защищающего границу между миром живых и миром мертвых. Поэтому археологи обнаруживают их на границах жилищ (у стен, углов, входов), а также в ямах и колодцах, которые, очевидно, считались каналами связи с потусторонним миром. Часто астрагалы помещали на перекрытия могил, близ могильных ям, в ровики, т.е. на границы, отделявшие живых от мертвых. Возможно, эти предметы могли использоваться для открытия канала связи с иным миром или его блокирования, а также выступать в качестве символов животных.
Интересна особенность астрагалов, как элемента погребального инвентаря. Например, для погребений взрослых обоих полов типичным следует признать наличие 1 астрагала в могиле, а в погребениях детей и подростков часто помещали в могилу целый набор астрагалов, из нескольких десятков, а то и сотни-полутора костей. Здесь представляется, что астрагалы с древности могли восприниматься как знак особого статуса, или важный атрибут гадательной практики, либо как амулет-оберег.
Связь игры и гаданий, где результат жребия считался волеизъявлением богов, очевидна. Результат игры, например, в Древней Греции считался божественным промыслом. Костяшки стали одним из оберегов, которые должны были принести удачу его владельцу. Не зря древнегреческие мифы приписывают создание игры в астрагалы самому Зевсу, который и сам был не против в нее сыграть.
Как промежуточный вариант между оберегом и бытовым предметом могут выступать украшения. Известны примеры, когда каменным или костяным бусинам придается форма астрагалов. Среди находок античного времени встречаются даже стеклянные астрагалы.
Не стоит забывать, что из-за природной формы самих таранных костей животных, а также ограниченностью выбора материалов человек с древности мог использовать астрагалы для изготовления бытовых предметов утилитарного назначения. Это могли быть застежки, детали простейших музыкальных инструментов или инструменты для натягивания струн, и многое другое.
Таким многоликим предметом оказалась обычная кость, которая часто встречается среди археологических находок от эпохи меднокаменного века до позднего Средневековья.
*Мраморная статуя молодой девушки, играющей в кости. Британский музей, Лондон https://joyofmuseums.com/museums/united-kingdom-museums/london-museums/british-museum/the-knucklebone-player/
Фреска с изображением Латоны, Ниобы, Фебы, Гилайеры и Аглаи, бросающих кости. Неаполь// https://mannapoli.it/affreschi/#gallery-8
Монета с изображением Афродиты, бросающей кости // https://hellenismo.tumblr.com/post/107987768321/aphrodite-wearing-long-chiton-and-peplos-around
Терракотовая статуэтка с двумя женщинами, играющими в кости. Капуя // https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Grup_de_terracota_de_dues_dones_jugant_a_tabes,_exposici%C3%B3_La_Bellesa_del_Cos,_MARQ.JPG