Подобным комплексам при определении социальной структуры древних обществ обычно придается большое значение. В научной литературе существует два основных мнения относительно символики астрагалов в погребениях. Предполагается, что они являлись индикаторами захоронений служителей культа (Ковалева И.Ф., 1990, с. 66-69; Цимиданов В.В., Чаур Н.А., 1997, с. 59-60; Цимиданов В.В., 2004, с. 78-80). Согласно другой точке зрения, астрагалы являются детскими игрушками или предметами игры в кости (Яровой Е.В., 1985, с. 79; Санжаров С.Н., 1988, с. 153).
Рассмотрим обе точки зрения через призму находок в Новопокровке.
Традиция помещать астрагалы в погребения на территории Нижнего Поволжья прослеживается еще с ямного времени. В детском погребении 2 кургана 80 могильника Бережновка II найдено 16 бараньих альчиков в красной охре (Синицын И.В., 1960, с. 79). Но обычно в ямных погребениях встречается один астрагал, например, в Ольховке, кург. 4, погр. 5 во взрослом погребении, где другой инвентарь отсутствовал (Сергацков И.В. и др., 2006а, с. 228).
По данным Е.В.Ярового, в ямных погребениях Днестровско-Прутского междуречья астрагалы, как и другие предметы из кости, встречаются редко и только по одному экземпляру. Причем, в четырех случаях из пяти они найдены в детских погребениях, а в одном – в кенотафе (Яровой Е.В., 1985, с. 79).
Эта традиция была известна и в других синхронных культурах Волго-Донского региона. Например, в детском погребении (кург. 4, погр. 9) майкопской культуры могильника Антонов I на Дону обнаружен комплекс из 31 астрагала (Мамонтов В.И., 1994, с. 34). Погребение основное, другой инвентарь – один красноглиняный сосуд.
В эпоху средней бронзы в Заволжье также нередки случаи захоронений с альчиками и чаще всего это детские погребения. В детском парном (10 и 12 лет) погребении 4 кургана 29 могильника Бережновка II найдено 6 альчиков (Синицын И.В., 1960, с. 49). 12 астрагалов найдено в погребении подростка погребения 1 кургана 15 Быково I. В могиле отмечено наличие золы, найдена каменная подвеска и кремневая пластина (Смирнов К.Ф., 1960, с. 211). Есть упоминание о бараньих астрагалах в детском (8-10 лет) погребении 9 кургана 2 Бережновки II (Синицын И.В., 1959, с. 121-122). В детском катакомбном погребении 1 кургана 1 могильника Шумейка обнаружено 15 астрагалов, один из которых орнаментирован короткими насечками (Юдин А.И., 2007, с. 164-165, рис. 2, 4). Взрослые погребения с астрагалами эпохи средней бронзы в регионе неизвестны.
Аналогичная картина наблюдается и в погребениях средней бронзы Правобережья. В кургане 4 могильника Мессер V в захоронение ребенка 7-8 лет (погр. 1) сопровождалось в числе прочего 11 альчиками барана, шариком из охры и пястной костью теленка со сквозным отверстием (рис. 11, 2).
В могильнике Петрунино II (Камышинский р-н), курган 4, погр. 2. исследовано детское погребение (5 лет) предкавказской культуры, которое содержало жаровню, 15 костяных колец и 11 бараньих альчиков (Сергацков И.В., 1999, с. 7). Еще в одном погребении средней бронзы (Подгорное, кург. 5, погр. 4) у г.Михайловка был похоронен ребенок 8-9 лет, сопровождаемый сосудом и набором 26 альчиков (Мамонтов В.И., 1999, с. 55). В погребении ребенка 6-7 лет в Ольховке I кроме сосуда находились каменный пест и 2 альчика (Сергацков И.В. и др., 2006 а, с. 226-227).
И даже если погребение коллективное, то астрагалы всегда располагаются рядом с ребенком. В коллективном захоронении погребения 5 (7 человек) в кургане 7 могильника Линево среди прочего многочисленного инвентаря найдено 47 овечьих альчиков, уложенных в ногах ребенка (Сергацков И.В. и др., 2006, с. 43-44). В парном погребении 5 (женщина и ребенок) кургана 8 того же могильника около полутора десятка овечьих альчиков лежали двумя кучками у колен и перед лицом ребенка (Сергацков И.В. и др., 2006, с. 46). В коллективном захоронении могильника Заречное (курган 1, погребение 10) в Восточной Украине, было обнаружено 4 скелета, но 14 астрагалов были положены рядом с подростком. Автор публикации отмечает, что погребения с костяными пронизками и астрагалами всегда мужские, а последние – характерная игральная принадлежность детей и подростков (Братченко С.Н., 2003, с. 162, 164, 218-219, рис. 2, 5).
Следует подчеркнуть, что в эпоху средней бронзы астрагалы-альчики встречаются только в погребениях детей и подростков. Исключением является погребение 2 в кургане 2 могильника Ольховка, где взрослый человек сопровождался альчиком. Но здесь неоднозначна стратиграфическая ситуация: авторы раскопок предполагают, что погребение являлось вторичным и представляло собой выкладку скелета. Между тем в заполнении погребения встречено несколько костей ребенка (Сергацков И.В. и др., 2006, с. 224). В третьем погребении из того же кургана также найден альчик, но скелет человека был разрушен и в публикации его возраст не приводится. В кургане 3 детское погребение (6-7 лет) сопровождалось двумя альчиками (Сергацков И.В. и др., 2006, с. 226-227).
На Нижнем Дону астрагалы также являются принадлежностью детских погребений. Например, в катакомбных погребениях кургана 3 могильника Мокрый Волчек 1 известно от 2-3 астрагалов (погр. 5 и 7) до 47 (погр. 8). Причем в последнем случае 7 астрагалов подвергались дополнительной обработке (Прокофьев Р.В., 2002, с. 117-125).
В первую очередь обращает на себя внимание возраст погребенных с астрагалами. Это исключительно дети от 4-5 до 10-12 лет. Если посмотреть на аналогичные срубные комплексы с астрагалами в нижневолжском регионе, то обнаруживается такая же тенденция: практически все погребения со значительным количеством астрагалов (от 5 и более) – детские или подростков.
Например, в раннесрубном погребении 20 из кургана 5 Золотой Горы был погребен подросток с 56 астрагалами (Юдин А.И., Матюхин А.Д., 2006, с. 31); в погребении 1 кургана 1 Ровненского могильника также погребен подросток с 12 «фаланговыми костями коровы» и 25 астрагалами овцы (Синицын И.В., 1966, с. 25, 28, рис. 4, 1); в раннесрубном кургане на р.Песковатка пять бараньих астрагалов встречены в погребении (№ 10) подростка (Лопатин В.А., Четвериков С.И., 2007, с. 116). В кургане Дубовый Гай, описанном в разделе 2.4., восемь астрагалов найдены в погребении подростка (рис. 60). В бассейне р.Терешки также известны два раннесрубных погребения с астрагалами в курганном могильнике Кулатка. В погребении 5 кургана 2 захоронение подростка сопровождалось сосудом, костяным орнаментированным кольцом (деталь плети?) и 122 астрагалами МРС, четыре из которых имели обработанные боковые стороны. Вторая могила (курган 3, погребение 1) содержала скелет взрослого человека и выделялась своей неординарностью. На дно могилы был опущен одновенцовый сруб. Здесь также найдено орнаментированное костяное кольцо, короткошейный неорнаментированный сосуд, кубковидный сосуд, полностью покрытый геометрическим орнаментом и более двух десятков астрагалов МРС. (Ляхов С.В., 2009, с. 25-26).
Относительно возраста погребенных с астрагалами в срубной культуре наиболее показательным будет анализ массива срубных погребений степного Волго-Уральского междуречья. К началу 90-х годов прошлого века здесь было учтено 1010 срубных погребения: сведения о 562 представлены в своде памятников срубной культуры (Памятники…, 1993, с. 20-63) и еще 448 погребения исследовано Сталинградской экспедицией (Синицын И.В., 1959; он же, 1960; Смирнов К.Ф., 1959; он же, 1960; Шилов В.П., 1959; он же, 1975).
В 49 случаях есть указания на содержание астрагалов барана, коровы и путовых костей лошади в погребениях. В 45 случаях определяется возраст погребенных. Из этого количества к погребениям детей и подростков относятся 36 захоронений, а взрослых всего 9 или 20%. Особо следует отметить, что взрослые погребения содержат один-два астрагала и только в одном случае (Новоникольский II, дюна 2, погр. 18) в женском погребении найдено 10 бараньих астрагалов, 1 коровий и кусок мела (Шилов В.П., 1975, с. 38, рис. 29, 1).
К сожалению, в описаниях погребений, исследованных в первой половине прошлого века, очень редко указывается количество астрагалов, отмечается только их наличие. Более 5 астрагалов встречено в четырех детских погребениях (8, 22, 35 и ок. 40 экз.). Остальные погребения содержали от 1 до 4 астрагалов. Следует особо подчеркнуть, что погребения ничем не выделялись среди остальных срубных и кроме астрагалов обычно включали еще один сосуд, чаще всего банку.
Погребения взрослых с астрагалами наоборот чаще всего выделяются по какому-нибудь параметру погребального обряда или сопроводительного инвентаря. Например, в эпоху средней бронзы в погребении 7 кургана 5 Второго Власовского могильника на Среднем Дону был захоронен взрослый человек. Здесь найдено 9 астрагалов (5 на дне и 4 в заполнении шахты). Здесь также обнаружены курильница (редкая категория находок в среднедонской катакомбной культуре) и две гадальные кости в форме октаэдра, что указывает на не рядовой характер захоронения (Данченко Е.Л., 2002, с. 51-52). Явно неординарный характер имеет уже упомянутое погребение 1 кургана 3 из Кулатки.
Еще более показателен пример погребений доно-волжской абашевской культуры из кургана Селезни-2. Здесь в престижном захоронении 1 (кенотаф) вместе с набором воина-колесничего (два ножа, стрекало, два псалия, 14 кремневых наконечников стрел, каменная булава и др.) встречена серия астрагалов, двадцать пять из которых лежали кучкой. В аналогичном захоронении 4 с ножом, наконечниками стрел и псалиями встречено два скопления астрагалов. В таком же престижном погребении 3 (псалий, бронзовый наконечник копья) также найдены два астрагала (Пряхин А.Д., Моисеев Н.Б., Беседин В.И., 1998, с. 9, 18, 23). Авторы исследования отмечают, что астрагалы принадлежат кабану – факт не характерный для погребений этого периода. Предполагается, что подобным образом маркировался высокий социальный статус погребенных ведь охота была уделом знати. К сожалению, во всех трех случаях мы имеем дело с кенотафами, но характерный набор погребального инвентаря все же предполагает символические захоронения взрослых воинов, хотя, например в синхронной синташтинской культуре известны и исключения, когда с набором воина-колесничего были погребены две женщины и ребенок (Ткачев В.В., 2004, с. 27).
В сводке срубных погребений с астрагалами (альчиками), приводимой И.Ф.Ковалёвой для Орельско-Самарского междуречья и Днепровского Надпорожья, из 16 погребений детских всего 3. Причем два захоронения содержали по 1 астрагалу, а третье – 4. Во взрослых погребениях обнаружено от 1 (2 погр.) до 161 астрагала. Также встречено по 2, 3 (2 погр.), 4, 7, 8, 10, 14, 70 и 77 астрагалов. Все астрагалы обработаны пришлифовкой, в двух случаях сопровождаются каменными или костяными «фишками» (Ковалева И.Ф., 1990, с. 62-63). Отмечается социальная выделенность части этих погребений, а в самих погребенных автор видит «профессиональных гадателей, сопричастных культу и обслуживавшим его жрецам» (Ковалёва И.Ф., 1990, с. 69). Но следует обратить внимание, что в данном случае все астрагалы обработаны, что в срубных погребениях Нижнего Поволжья является исключением. В Волго-Уральском междуречье из более чем тысячи срубных погребений обработанные астрагалы известны всего в одном (Ченин, кург. 8, погр. 1).
Все вышеперечисленные срубные погребения из Новопокровки 2 имеют исключительно рядовой характер по всем параметрам. Эти погребения никак не выделяются планиграфчески, параметры могильных ям соответствуют традиционным для данной половозрастной группы, инвентарь вне комплекса астрагалов – обычные один-два керамических сосуда. Выделяются эти погребения по одному признаку – наличию совокупности астрагалов с некоторыми другими категориями погребального инвентаря (пряслице, трубочки и др.). Они всегда залегают совместно, четко локализуясь в определенной части дна могильной ямы. Как минимум в двух случаях (к.3, п. 4 и к. 4, п. 5), можно с уверенность утверждать, что астрагалы в момент погребения были помещены в мешочки либо чем-то плотно обернуты (рис. 21, 1; 44, 2). Предметы залегали несколькими слоями в виде овала настолько плотно, что это можно сделать только внутри какого-нибудь объема. Это, несомненно, свидетельствует, что в смысловом отношении астрагалы и сопровождавшие их артефакты, по меньшей мере, в момент совершения погребения воспринимались как единое целое.
Связать уложенные в кучки астрагалы с жертвенниками вряд ли будет возможно. Срубные жертвенники на поселениях известны достаточно хорошо. Из трех выделенных типов, нас интересуют жертвенники алтарного типа. Но они имеют более крупные размеры. В срубных жертвенниках алтарного типа на поселениях скопления костей имеют другую специфику – обычно это уложенные в геометрическую форму (прямоугольник, квадрат) кости практически всех частей животных (Мимоход Р.А., 2000, с. 86-93).