Во время охранно-спасательных раскопок у хутора Красный Курган в Краснодарском крае, проведенных в 2021 г. экспедицией ООО «ЦРСП-ЮГ» под руководством А.Г. Шереметьева, был исследован курган, который представлял собой погребально-сакральный комплекс. Кроме каменного склепа, под насыпью находилось еще несколько разновременных погребений, жертвенник, кострища, а также остатки тризны. Среди обнаруженной различной керамической посуды оказалась расписная пелика. Пелика ‑ это двуручный сосуд для вина, с широким устьем и туловом кольцевидной формы, который относится к разновидности столовых амфор. Такие сосуды использовались в погребальном обряде, в качестве урн или во время проведения тризны.
Расписные сосуды с такими изображениями относятся к определенному типу античной керамики, который принято называть «Керченским стилем», так как их основная часть была найдена в погребениях Керчи и ее окрестностях. Местом, где изготавливались пелики с краснофигурной росписью, принято считать Аттику, в главе которой стояли Афины. Позднее подобные сосуды начнут производить в различных мастерских античного мира, в т.ч. и в Северном Причерноморье. Пелики изготавливались на экспорт, скорее всего, специально для жителей Боспорского царства, поэтому при их изготовлении учитывались местные верования и культы.
Наш экземпляр относится к группе пелик конца IV ‑ начала III вв. до н.э. с небрежной росписью. Датируется пелика из Красного Кургана 340-320 гг. до н.э., и, предположительно, ее расписал «Мастер амазонок». Этот безымянный художник из Древней Греции известен исследователям своим особым стилем, а наиболее популярные сюжеты его росписей связаны с амазонками.
Погребальные обряды и поминальной тризны на Боспоре и в Греции очень близки. Во время их проведения, на самой могиле или на полунасыпанном курганном холме, совершались кровавые или бескровные жертвоприношения над жертвенником-эсхарой, а рядом устраивался костер для совершения тризны. В этот костер бросали использованные при погребальной церемонии разбитые сосуды, кости животных и рыбы. Именно в таком кострище была обнаружена разбитая пелика в Красном Кургане.
На пелике с одной стороны изображена амазономахия ‑ битва амазонок с греками. В нашем сюжете одна женщина-воительница уже ранена и лежит на земле, а вторая окружена двумя атакующими греческими воинами.
Изображение сохранилось плохо, краски и лак сильно потерты. Одежда сражающихся исполнена белой краской, по которой разбавленным лаком нанесены детали: вооружение, украшения щита, ожерелья амазонок.
При кажущейся небрежности и общей схематизации изображения мастер-живописец показал множество деталей одежды и вооружения: характерные колпаки на головах и ожерелья на шеях у амазонок; головные уборы, короткие хитоны, перевязанные на талии, с оружием на перевязи, пересекающей грудь, у греков. Кроме этого, линиями выделены мощные мышцы шеи и груди, напряженные мускулы рук и ног. стороне пелики на росписи представлено три мужских фигуры, закутанные в широкие гиматии-накидки. Вероятно, двое слева ‑ это юноши, а обращенная к ним лицом более крупная фигура изображает их наставника или руководителя церемонии. Роспись этой стороны сосуда также пострадала от времени, в частности утрачена часть белой краски на фигурах, а лаковое покрытие было нанесено небрежно, с нечеткими границами изображений.
Общая неаккуратность и схематизация элементов росписи может объясняться тем, что это массовый продукт производства и назначение этих сосудов ‑ исполнение определенных ритуалов в погребальном обряде. Другими словами, это не предмет украшения или произведение искусства известного мастера, а утилитарный предмет определенного (и довольно высокого) социального статуса погребенного.
Сюжеты на обеих сторонах пелики из Красного Кургана тесно связаны с большим пластом мифологических и религиозных представлений древних греков. Каждый элемент росписи имеет свое значение или скрытый смысл, которые должны объяснить суть происходящего действия.
Важно отметить, что, скорее всего, местное население Северного Причерноморья воспринимало изображения на привезенных из Аттики вазах не так, как это предполагали сами создатели росписи. В удаленных от Греции городах-колониях эти изображения ассоциировались с местными легендами и мифами. Сказывалось и влияние варварского окружения. В итоге изображения амазонок на берегах Черного моря могут восприниматься в связи с Великой Богиней, т.е. местным скифским божеством. В таком понимании амазонки оказываются служительницами этой богини, связанной с подземным миром, а также, наравне с грифонами и аримаспами, проводниками на пути в Аид.
Образ амазонок сложился из мифов о легендарных женщинах-воительницах, обитавших на далеких северных берегах Понта Эвксинского, и реальными наблюдениями быта кочевых народов, женщины которых владели оружием и умели ездить верхом. Позднее, в представлениях боспорских греков, амазонки стали связываться с потусторонним миром. Вероятно поэтому битва с амазонками воспринималась как сражение с существами, несущими смерть. Неудивительно, что сюжеты с амазонками стали изображаться на сосудах для погребальных обрядов.
Изображения, относящиеся к мифологическому миру и различных фантастических представлений, были привлекательными и востребованными покупателями. Дионис ‑ бог винограда, виноделия и веселья, но, если смотреть шире, он божество плодородия и бессмертия, с ним связана идея спасения. Кроме этого, женщины-воительницы в представлениях древних греков представлялись служительницами Артемиды, которая через ипостась Персефоны, Госпожи Подземного царства, также связана с миром мертвых.
Изображение на второй стороне пелики исследователи объясняют точно также, в контексте погребальных традиций древних греков. Персонажей на этой росписи называют «палестриты» или «мисты», т.е. связанные с мистериями (таинства или тайные священнодействия, в нашем случае ‑ участники дионисийских таинств). Обычно эти фигуры сопровождают определенные предметы-символы: головные повязки, стела или алтарь, фиала, жертвенные кушанья, тимпан. Все это подчеркивает принадлежность изображенных людей к таинству: переход из одного мира в другой.
На изображении на нашей пелике подобные предметы отсутствуют, что может быть связано со значительными утратами красочного слоя, либо мастер, поставивший этот сюжет на поточное производство, умышленно игнорировал второстепенные детали росписи, для экономии времени. Сюжет был широко известен, и для его понимания можно было не обращать внимания на отсутствие деталей.
Роспись с сюжетами обрядов посвящений или таинств считалась наиболее подходящим украшением для сосудов, используемых в погребальных обрядах. Такое изображение должно свидетельствовать, что умерший был посвящен в таинство и удостоен вечного блаженства в потустороннем мире, т.е. вера в жизнь после смерти.
Практически все сюжеты росписей на сосудах, связанных с погребальным культом, имеют космогонический и космологический смысл. Каждый нарисованный образ, орнамент или предмет выполняет определенную функцию. Стилизованные изображения растительных элементов связаны с земледельческо-хтоническими культами, например, пальметы являются символами Мирового дерева, объединяющего миры живых и мертвых. Представители мифологических народов (амазонки, аримаспы) и чудовищ (грифоны, кентавры) олицетворяют посланцев загробного мира, а сцены сражений с ними воплощают идею вечной борьбы жизни и смерти, в которой ни одна из этих сил не может победить окончательно.
Погребение в Красном Кургане явно связано с аристократическим культом героев. Героями первоначально были духи-покровители отдельных родов и предки-родоначальники. Вместе с тем, почитание героев в Древней Греции было тесно связано с культом мертвых и культами плодородия. Курган, тризна и сам обряд погребения являются залогом посмертного воздаяния в потустороннем мире за подвиги и славную жизнь человека в этом мире, и служит символом бессмертия в памяти потомков.