В 2021г. экспедицией ООО «Центр реставрации и сохранения памятников» под руководством А.Г. Шереметьева был раскопан курганный могильник «Динская 29». Среди обнаруженных почти двухсот погребений разных эпох было исследовано сарматское детское погребение, в котором был только развалившийся лепной сосуд и возле головы лежала маленькая пронизь-амулет из египетского фаянса, изображающая лежащего льва.
Египетский фаянс ‑ это искусственный материал, первоначально изобретенный в Междуречье, но достигший расцвета и широкого признания в Древнем Египте около 5 тыс. назад. Материал существенно отличается от современного фаянса, в составе которого есть глина. Египтяне использовали другую технологию и рецептуру. Условно египетский фаянс можно назвать разновидностью стеклокерамики.
Для изготовления фаянса использовался толченый кварц, в который добавляли соду и поваренную соль. Полученная масса формовалась, покрывалась глазурью и обжигалась. Получался очень прочный твердый материал, а цветная глазурь придавала ему декоративные свойства. Глазурь также изготавливалась из порошкообразного кварца в смеси с древесной золой и содой. После обжига получалось блестящее стекловидное покрытие.
В качестве красителя использовался малахит, а наиболее популярным цветом глазури был синий, голубой или зеленый, подражающий окраске драгоценных камней.
Чаще всего из фаянса изготавливали небольшие предметы: бусы, бисер, подвески, амулеты, маленькие статуэтки. Именно такие изделия пользовались спросом во всем Древнем мире, и Египет был основным поставщиком фаянса до III в. н.э., в том числе и в Северное Причерноморье. Главным центром производства фаянсовых изделий был египетский город Навкратис. В Черноморский регион эти предметы попадали при посредстве милетской торговли, связывавшей Египет с Грецией, а другим посредником был остров Родос.
Особенности распространения украшений из египетского фаянса среди оседлого и кочевого населения Юга России и Украины позволяет некоторым исследователям предположить, что, возможно, в первые века нашей эры такие амулеты и бусы изготавливали на берегах Черного моря.
Наиболее массовое распространение изделий из египетского фаянса происходит в I-II в. н.э. В это время они встречаются на обширных территориях от р. Дунай до Урала. Основными потребителями были негреческие народы этого региона: поздние скифы, сарматы, меоты. Особенная концентрация таких находок отмечается в Крыму, Прикубанье и на Нижнем Дону. Это можно объяснить тем, что большие греческие города Причерноморья, граничащие с варварскими территориями, были крупными торговыми узлами: Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Фанагория (п. Сенной, Краснодарский край), Горгиппия (Анапа) и Танаис (хут. Недвиговка, Ростовская область).
Очень востребованными у варварских народов были фигурные украшения из фаянса, которые исполняли роль амулетов-оберегов. Обычно это подвески в виде жука-скарабея, лежащего льва, кукиша и другие. Интересно, что такие подвески изображают преимущественно египетские религиозные символы, например, статуэтки богов Беса и Гарпократа, сфинкса, скарабеи, лягушки, виноградные грозди (как символ женского начала), алтари и тому подобное.
Древнеегипетские культы в эпоху эллинизма широко проникали в среду греческой религии, сливаясь с ее богами, они порождали смешанные синкретические культы. А уже через греческий мир эти верования проникали в мировоззрение и идеологию соседних варварских народов, отражаясь в сюжетах местных амулетов. Незнакомые с мифологией и религией Египта, кочевники также дополняли такие изображения каким-то понятным для себя смыслом и новым идеологическим содержанием.
В нашем случае амулет изображает лежащего на подставке льва. Можно сказать, что это наиболее понятный символ для многих древних народов: лев символизировал силу, власть и царский статус. Скифы и сарматы льва тоже воспринимали как священного животного, а его изображения, по их мнению, обладали защитными свойствами. Таким образом, основной функцией этого амулета была охрана покоя погребенного, т.е. это апотропей, оберегающий от опасностей потустороннего мира.
Больше всего амулетов-оберегов с изображением льва обнаружено в детских погребениях, но встречаются они и в могилах взрослых людей, преимущественно женщин. Частые находки амулетов из египетского фаянса в могилах детей могут свидетельствовать о стремлении обеспечить умершим благополучный переход в иной мир, так как подобные предметы осуществляли связь между мирами, между небом и землей. Вероятно, задачей амулетов была оберегать детей, как в земной, так и в загробной жизни.
Обычно фигурки из египетского фаянса были частью небольших ожерелий из бус и подвесок, или они находились в поясном мешочке. А в случае смерти ребенка амулет сопровождал его в другой мир, как это и было сделано в кургане у станицы Динская. Маленький амулет, сделанный безымянным мастером в далеком египетском городе Навкратис и проделавший длинный путь к северному побережью Черного моря, оказался в итоге в кубанской земле вместе с его маленьким хозяином.
Египетская пронизь-амулет из Краснодарского края
от
Метки: