Во время охранно-спасательных раскопок античного поселения у станицы Старотитаровская в Краснодарском крае весной 2019 года была найдена часть керамической статуэтки греческой богини, или как их называют археологи ‑ терракоты. Кроме головы от крупной фигурки, были обнаружены еще части от двух небольших: остатки торса и головка. Все статуэтки, скорее всего, изображали Деметру, очень почитаемую древними греками богиню плодородия и покровительнице земледелия.
Поклонение Деметре появилось задолго до того, как греки, испытывая нехватку земли у себя на родине, устремились на берега Черного моря. Здесь, как им казалось ‑ на окраинах обитаемого мира, они основали множество городов-колоний, в которых продолжали бережно сохранять веру в отеческих богов. Будучи в своей основе земледельцами, греки тесно связывали годовой природный цикл с мифологическими преданиями о богине земли, дарующей плодородие и покровительствующей земледелию ‑ Деметре. Именно она, одна из наиболее почитаемых олимпийских богов, казалась им самой доброй, великодушной и щедрой, как мать. Собственно, Деметра и олицетворяла мать-землю, которая сначала научила людей возделывать землю, а теперь ежегодно дарит богатые урожаи.
Связана Деметра и с подземным миром, куда каждый год уходит на треть года ее любимая дочь Кора-Персефона, также богиня, связанная с плодородием, а по совместительству, богиня царства мертвых и супруга Аида. Тогда Деметра-мать печалится и на земле наступает осень, а весной она радуется возвращению дочери и наступает весна. И еще один момент объединяет эту богиню с миром подземным: люди закапывают-сеют зерно в землю, и потом всходы возвращаются в мир людей, знаменую новую жизнь. Поэтому Деметра одна из хтонических божеств, связанных с землей, с загробным подземным миром.
Самыми распространенными и доступными, как в самой Греции, так и в многочисленных колониях в том числе и на берегах Черного моря, были керамические фигурки-терракоты. Их изготавливали мастера-коропласты, которые делали два основных вида фигурок: протомы и объемные статуэтки.
Первые представляют одностороннее изображение только передней части тела человека, животного или божества в полный рост, иногда до пояса, реже ‑ в виде бюста. Протомы (можно сказать ‑ полуфигуры) оттискивались в специальных формах и затем раскрашивались. Часто изображения были достаточно простыми, к тому же нечеткими, с непроработанными деталями одежды, чертами лица. Эти статуэтки предназначены для домашних святилищ или становились приношениями в дар богине. Обычно Деметра изображалась сидящей на троне, иногда держала в руках какой-нибудь плод или цветок, либо поддерживала рукой покрывало или грудь, как символ материнства. Но могли изготавливаться и стоящие в полный рост фигурки.
По месту производства терракоты можно разделить на местные, боспорские, и привозные. В греческие колонии Причерноморья статуэтки привозили из мастерских острова Родос, городов малоазийской Греции, из Афин и других центров Средиземного моря. Но мастера колоний на Черном море тоже стали делать такие статуэтки в больших количествах, часто не очень высокого качества, а поэтому более дешевые и простые. Небольшие размеры фигурок ‑ 7-12 см высотой ‑ и использование форм для их изготовления давали возможность обеспечения ими всех желающих среди обитателей античных городов Средиземноморья и Причерноморья. Расцвет местного производства терракот происходил с III в. до н.э. ‑ по I в. н.э.
Статуэтки богов археологи нередко находят не только в городах Боспорского царства городах, но и в многочисленных сельских поселениях по берегам Керченского пролива. На поселении, которое раскапывалось археологами у станицы Старотитаровская тоже найден фрагмент статуэтки стоящей богини в длинном одеянии. Возможно, это не Деметра, а ее дочь Кора, так как очень часто мать и дочь почитались вместе. Вероятно, терракотовые статуэтки стали неотъемлемой частью быта древних греков и уже являются украшениями жилищ.
А объемные терракоты были сложнее и, видимо, дороже. Их тоже могли делать с применением специальных форм, но размеры уже сильно различались. На крупных фигурах более тщательно прорабатывались детали в соответствии с канонами изображениями богов и богинь. Деметра, как и на маленьких протомах, представлена в виде богини на троне, либо стоящей во весь рост. На них можно рассмотреть многочисленные детали одеяний, украшений, черты лица.
От нашей статуэтки сохранилась только голова, но терракоты Деметры выполнялись по определенным канонам, соответственно определить тип изображения: богиня, сидящая на троне в головном уборе, закутанной в покрывало. Именно этот образ был наиболее распространен среди объемных изделий. Эта была довольно большая фигурка, полная высота которой могла быть 50-53 см. Она пустотелая внутри, и сделана с применением форм для оттисков. Потом, пока глина еще сырая, детали были дополнительно прочерчены острым инструментом, с тыльной части статуэтки вырезаны отверстия для равномерного высыхания глины, а также, чтобы она не растрескалась при обжиге.
Деметра в нашем случае представлена в облике зрелой женщины. Ее пышные волосы, разделённые на прямой пробор, завитыми прядями спускаются вдоль шеи. Черты лица хорошо моделированы: немного удлиненный овал лица, миндалевидные выпуклые глаза, прямой нос и крупные полные губы.
На голове низкий головной убор ‑ стефана, в виде серпа, похожий на древнерусские кокошники. Правда, часто стефану называют просто диадемой.
На найденной голове богини, выше стефаны, виден скол: вероятно, здесь была еще одна часть головного убора ‑ калаф. Он напоминал корону, хотя по сути представлял стилизованную круглую плетенную корзинку для цветов, плодов, шерсти, рукоделия, т.е. преимущественно для женских работ. Корзинка стала символом плодородия и обычным атрибутом богов и богинь, с ним связанными. Такие головные уборы-корзинки часта присутствуют на фигурах Деметры, Коры, Кибелы, а также Гекаты, Артемиды и других. С другой стороны, на месте скола могла быть какая-то деталь покрывала или украшение.
К сожалению, не сохранилась остальная часть фигуры и не видно, какие украшения могли быть у нее на груди и что держала богиня в своих руках.
На раскопках поселения у Старотитаровской была найдена еще одна маленькая головка статуэтки богини, скорее всего, тоже Деметры, с такой корзинкой на покрывале, покрывающем волосы богини.
Все обнаруженные статуэтки относятся к эпохи эллинизма, периода греческой истории, начавшегося с похода Александра Македонского на Восток. Скорее всего, их сделали в IV-III вв. до н.э. Самая большая из наших терракот, возможно, была привезена на Таманский полуостров из-за моря, а маленькие сделали местные мастера-коропласты.
На суровых, для древних греков, землях северного побережья Черного моря сохранилась традиция почитания олимпийских богов, включая Деметру. Богиня-мать, дарующая плодородие, оказалась очень востребованной в больших и малых городах и поселениях Боспорского царства во все время его существования по обеим сторонам Керченского пролива или, как его называли в древности, Боспора Киммерийского.