Государственная историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза (ГИКЭ) входит в состав системы обеспечения сохранности исторических и культурных ценностей народов Российской Федерации. Все объекты, которые имеют определенное историческое, культурное, художественное, мемориальное или научное значение, находятся под защитой государства и на них распространяется действие российского законодательства, чтобы не допустить случайное или умышленное уничтожение или повреждение памятников наследия, включая еще не выявленные.

Историко-культурная экспертиза представляет собой деятельность уполномоченных физических лиц (экспертов) или юридических лиц, осуществляемую на основании договора и связанную с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта, а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы.

Экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы могут быть граждане РФ, которые по специальным критериям соответствуют квалификационным требованиям и прошедшие аттестацию Министерства культуры Российской Федерации.

Объекты историко-культурной экспертизы определены статьей 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации»: выявленные ОКН в целях обоснования целесообразности их включения в реестр; земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий ОКН.

Историко-культурной экспертизе подлежат документы:

‑ обосновывающие включение или исключение объектов культурного наследия в реестр;

‑ обосновывающие изменение категории историко-культурного значения ОКН;

‑ обосновывающие отнесение ОКН к историко-культурным заповедникам, особо ценным ОКН народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

‑ проекты зон охраны объекта культурного наследия;

‑ проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН;

‑ документация (за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах), содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками ОКН, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ;

‑ документация или ее разделы, обосновывающие меры по обеспечению сохранности ОКН, включенного в реестр, выявленного ОКН либо объекта, обладающего его признаками, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории ОКН либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком, где расположен ОКН;

‑ документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.

Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, которые могут оказывать прямое или косвенное воздействие на ОКН.

Экспертиза проводится одним экспертом либо комиссией из 3-х и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы.

Размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия, устанавливается договором и определяется, исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы расходов на их проведение. Размер оплаты экспертизы не зависит от ее результатов.

При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы. Заключение экспертизы оформляется в виде акта в электронном виде и подписывается электронной подписью.

Для получения разрешения на продолжение работ Заказчик направляет в орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми документами и материалами на электронном носителе.

Если объектом экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ или документация о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками ОКН, орган охраны объектов культурного наследия рассматривает заключение экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы в течение 15 рабочих дней. Во всех остальных случаях срок рассмотрения такой документации составляет 45 рабочих дней.

По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых документов и материалов, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего проведения работ.

Механизм взаимодействия заказчика (застройщика), проектной организации (исполнителя работ) и уполномоченного органа в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в случаях отсутствия или наличия сведений об объектах археологического наследия.

 

Отношения с заказчиком