На протяжении веков кочевые племена сарматов в бассейне Нижнего Дона не только выпасали отары овец, но и использовали их в различных сферах своей жизнедеятельности. Во время погребальных ритуалов около останков умершего человека часто оставляли мясо домашних животных. Археологи часто фиксируют кости конечностей, но без фаланг и копыт. В то же время таранные кости мелкого и крупного рогатого скота очень редко встречаются в этих захоронениях. Столь избирательное отношение к ним заслуживает пристального внимания. Среди погребального инвентаря попадаются вещи, которые напрямую связаны с этими косточками, имевшими отношение к стопе животного. Иногда кости заменялись их копиями. Эти подражания выполнялись из инородного материала. Например, из бронзы, янтаря или стекла! Сделанный из бронзы, овечий астрагал имел подтеску одной из своих сторон, как у настоящей игральной кости. В сарматских погребениях астрагалы с подтеской, как будто не встречаются.
В одном из сарматских погребений было обнаружено шило с навершием в виде бронзового астрагала. Оно происходило из кургана 6 погребение 8, возведенного в бронзовом веке, в курганном могильнике ЛТП на северо-восточной окраине г. Ростова-на-Дону. Погребение открыто в 1983 г. И.В. Волковым. Впускная могильная яма имела Т-видную катакомбную форму, ориентированную осью по линии северо-запад – юго-восток. Прямоугольный колодец 2,2 х 1,2 м имел плоское дно. В его узкой, северо-западной стенке располагался вход в камеру. С двух сторон вход имеет небольшие выступы, предназначенные для упора деревянного заслона, который запирал входное отверстие в камеру. В подовальную камеру, ориентированную по линии северо-восток – юго-запад, вела отвесная ступень высотой 0,4 м. В ее глубине вдоль стенки лежал мужчина 18-20 лет (определение старшего научного сотрудника Института аридных зон РАН, к.б.н. Е.Ф. Батиевой) вытянуто на спине, ориентирован головой на северо-восток, руки вытянуты вдоль тела. Воинское погребение сопровождалось ярким и разнообразным погребальным инвентарем (рис. 1, 1).
В его ногах находилась бронзовая посуда, а около левой стопы были положены пара железных ножей, длинный песчаниковый оселок и биметаллический предмет. Он состоял из бронзовой трубочки, приваренной снизу к бронзовому астрагалу. Одна его боковая сторона плоская, как будто бы она была отшлифована, а на противоположной – сохранился рельеф, характерный для поверхности самого астрагала. С боков астрагал имеет поперечное сквозное отверстие. Длина бронзовой трубочки 6 см, в нее был вставлен железный прут, четырехгранный в сечении, его длина более 2 см, поэтому предмет был назван «железным шилом» (Volkov I.V., Guguev Yu.K., 1986, р.73, рl. 55, 5). Судя по гарнитуре, погребение относится к первой половине III в. (Малашев В.В., 2000, с. 209, рис. 4, Б). Все бронзовые пряжки и лучковая фибула в могиле оказались расстегнутыми, язычки не прилегали в стенке рамки, а игла фибулы не находилась в желобке приемника. Возможно, рядом с фибулой находился какой-то предмет из органики, отстегнутый и положенный рядом с ней и погребенным. Около фибулы найден игольник с бронзовой иглой. В отличие от данного захоронения, в новосадковском могильнике рядом с расстегнутой фибулой, находилась лента из органики, обшитая вереницей золотых бляшек (Малашев В.В., 2000, с. 204).
Бронзовый астрагал не имел вертикального отверстия для нанизывания его на бронзовую трубочку. Однако она была вертикально приварена к его поверхности снизу. В астрагале с боков было предусмотрено отверстие, по-видимому, предназначавшееся для веревочки, при помощи которой он подвешивался на шею. Эта бронзовая копия повторяла костяной оригинал, у которого одна из сторон была подточена. Следовательно, в погребении скопированная в бронзе игральная кость. Одна ее боковая сторона была плоской и гладкой, как будто специально заглаженной. Стержень с бронзовым астрагалом оказалось биметаллическими, в нижний конец трубочки был вставлен короткий железный четырехгранный стерженек (рис. 1, 2). В итоге получилось шило!
На территории области Войска Донского была найдена бронзовая копия овечьего астрагала, ныне хранящаяся в фондах Новочеркасского музея краеведения (Каталог…, 1979, с. 57, рис. 20, 8). Она найдена случайно, вне комплекса.
В сарматское время иногда делали подражания подлинным вещам. Овечий астрагала, вырезанный из кусочка янтаря, найден в богатом погребении в кургане 2 около с.Чугуно-Крепинка на Украине. В могиле подбойного типа находился скелет мужчины 18-20 лет, ориентированный на север. Среди различных вещей обнаружена деревянная шкатулка, в которой «были модели астрагалов из янтаря» (Цимиданов В.В., Чаур Н.А., 1997, с. 58; Санжаров С.Н., 1986, с. 306). В погребении из Вишневого (курган 18, погребение 3) обнаружено пять бусин в виде астрагалов, изготовленных из желтого и черного стекла (Дворянинов С.А., Дзиговский А.Н., Субботин Л.В., 1985, с. 170, 171).
В одном из позднесарматских погребений выявлено 13 астрагалов, все оказались просверленными (Цимиданов В.В., 2001, с. 235). Вероятно, это была низка из астрагалов, которая использовалась как ожерелье. В сарматских погребениях овечьи астрагалы редкая находка. Иногда они встречаются в погребениях взрослых (Цимиданов В.В., 2001, с. 233).
В сарматское время овечьи астрагалы не только использовались для игры, делали их подражания из бронзы, янтаря и стекла. Сами по себе они могли использоваться как украшения в виде крупных бус, для чего в их стенках просверливали мелкие отверстия, при помощи которых они нанизывались на веревочку. В редких случаях имитация игрального астрагала из бронзы закреплялась на короткой трубочке, в конец которой вставлялся железный стержень, и получилось шило с оригинальной рукоятью. Как часто овечий астрагал насаживали на длинную ножку, – неясно. Пока известен лишь один случай, – находка в позднесарматском комплексе в могильнике ЛТП в г. Ростове-на-Дону.
В античное время делали копии не только овечьим, но и бычьим астрагалам. В храме Аполлона в Дидимах хранилась бронзовая гиря в форме астрагала. По-видимому, это был астрагал быка. Он был вывезен воинами Дария в Сузы (Пичикян И.Р., 1984, с. 79). В погребении из Фили на Украине в кургане 21 погребении 1 найдена «модель из глины», по-видимому, тоже бычьего астрагала (Костенко В.И., Чурилова Л.Н., 1995, с. 174).
В эпоху бронзы овечьи астрагалы часто использовали в различных действиях. Обычно им подтачивали одну или обе боковые стороны. Иногда просверливали мелкие сквозные отверстия по краю боковых сторон и даже в центральной части астрагала. Но всегда отверстия были смещены к краю самого астрагала, поскольку такой астрагал предназначался для его подвешивания на веревочке. Из таких овечьих астрагалов составлялось ожерелье (Куприянова Е.В., Зданович Д.Г., 2015, рис. 116, 1-9).
Обожженный астрагал с отверстием найден в заполнении погребения в могильнике Золотая Балка (Вязьмiтiна М.I., 1991, с. 69). Еще один, просверленный астрагал, обнаружен в погребении белозерской культуры (Евдокимов Г.Л., 1987, с. 113). Эти астрагалы являлись амулетами и не использовались в составе погребального инвентаря.
По мнению В.В.Цимиданова, ни в одном срубном погребении не обнаружено астрагалов с отверстиями. Если в стенках астрагала просверливалось отверстие, то он предназначался для подвешивания и в результате сам астрагал являлся амулетом. Его основная функция была обереговая (Цимиданов В.В., 2001, с. 223). По мнению В.В.Цимиданова, их не было на поселениях срубной культуры.
В эпоху ранней и средней бронзы астрагалы крупных животных иногда находят в погребениях. Их боковые стенки не подвергались дополнительной обработке. Через центр кости нередко проходило вертикальное, осевое отверстие. Поскольку в нем следов стержня не было замечено, то их оценка на этом ограничивалась.
В позднем бронзовом веке известны астрагалы крупного рогатого скота с просверленным отверстием и с подрезанными боковыми стенками. Эти находки позволяют по-иному оценить назначение сквозного отверстия в астрагале, принадлежавшем крупному животному.
В Поволжье в I Новоорловском могильнике курган 1 погребение 2 найден астрагал крупного рогатого скота с вырезанными по краям парами крючков и с оформленным усечено-коническим центром, через который проходило сквозное отверстие (рис. 2, 2). Один его крюк отломан (Семенова А.П., 2000, рис. 8, 2). В более ранней работе предмет опубликован как костяное изделие из погребения 1 кургана 1 I Новоорловского могильника (Васильев И.Б., Кузьмина О.В., Семенова А.П., 1985, рис. 3, 15). Предмет помещен среди находок раннесрубной культуры (Семенова А.П., 2000, рис. 8). Его датировка не претерпела изменений (Васильев И.Б., Кузьмина О.В., Семенова А.П., 1985, рис. 3). По сообщению П.Ф.Кузнецова, предмет был обнаружен не в погребении. Он лежал в слое коры на первичной насыпи, в четырех метрах к северу от северного края ямы. В самой могильной яме, под накатом из плах, находился скорченник на левом боку. Погребальный инвентарь – один горшок. Пользуясь, случаем, выражаю искреннюю признательность П.Ф.Кузнецову за интересную информацию о данном комплексе.
Три других астрагала крупного рогатого скота с фигурной резьбой стенок происходят с территории поселений.
Один из них найден на Лукьяновском поселении срубной культуры (Качалова Н.К., 1974, с. 8, рис. 5, 9). Его концы загнуты и заполированы. В центральной части вырезан конический выступ, основание которого по сторонам имеет насечки. Конический выступ в центре астрагала был не просверлен (рис. 2, 1). Н.К.Качалова отметила, что функциональное назначение предмета неясно. Она предположила, что астрагал был выполнен в виде четырехзубой «кошки», другими словами, крючка, который мог использоваться для подвешивания каких-то предметов.
Еще одни астрагал крупного рогатого скота с оформленными шипами и сердцевиной был обнаружен в верхнем горизонте святилища № 1 поселения Богуслав-1. В.А. Ромашко его включил в отдел четырехшиповых орудий из таранных костей, куда были отнесены лукьяновский и новоорловский экземпляры (Ромашко В.А., 2013, с. 112, рис. 88, 1). По оси усечено-конической сердцевины было просверлено сквозное отверстие (рис. 2, 3).
И наконец, четвертый астрагал крупного животного был обнаружен на поселении Свинячье Озеро в дельте Дона, которое было исследовано П.А.Ларенком в 2012 году. На боковых сторонах астрагала вырезано четыре крючка, расположенных симметрично и попарно. Они загнуты в одну сторону. Центр предмета оформлен в виде усеченного конуса с вертикальным сквозным отверстием. Диаметр отверстия 0,9 и 0,6 мм, т.е. оно слегка расширяется к нижней части втулки. От ее верхнего края свисают парные крючки, расположенные по двум сторонам астрагала (рис. 2, 4). Авторы публикации поместили две фотографии этого предмета под одним номером (Ларенок В.А., Ларенок П.А. 2013, с. 64, рис. 2). На фотографии, помещенной справа, кость изображена крючками вниз, как букраний. В легенде к фотографии отмечено, что этот астрагал крупного рогатого скота с вырезанными крючками является навершием, но в тексте он не упоминается. Он напоминает фигурку стилизованного букрания с конусом-головой, зауженной вниз, и с парами опущенных вниз рогов. Следовательно, это навершие – стилизованная фигурка букрания. Такой же была стилизованная новоорловская фигурка, оставленная в стороне от могильной ямы, на склоне насыпи, покрытой кусками коры. Два других изделия: лукьяновское и богуславское не имели сквозного отверстия в центральной, усечено-конической части астрагала. Эти астрагалы с фигурно оформленными боковыми стенками ни разу не входили в погребальный инвентарь. Их изображения перекликаются с контурными «силуэтами» бронзовых бычков из погребений среднего бронзового века (Кияшко В.Я., 1989, рис. 5). По-видимому, фигурка, вырезанная из бычьего астрагала, повторявшая очертание рогатой головы животного, надевалась на короткий деревянный шест и использовалась в каких-то ритуалах или культовых играх. Вероятно, первоначально астрагал быка, нанизанный на шест, выполнял подобную функцию в ритуалах скотоводов южнорусских степей. В дальнейшем он претерпел изменения и выступал в более стилизованном обличье. Вероятно, метаморфозы практики использования астрагалов животных пронизывали мир скотоводов бронзового и железного веков.
Анализируя астрагалы позднего бронзового и раннего железного веков, В.В. Цимиданов отметил, что их использование в жизни человека имело большое значение. Мелкие (в основном овечьи) астрагалы служили для игр, для ритуального гадания, они могли быть амулетами, может быть их подбрасывали при наречении ребенка, или они использовались как детские игрушки, игра в них могла заменяла поединок, и кроме того, они могли использоваться в календарных играх (Цимиданов В.В., 2001, с. 222, 223).
По-видимому, во всех случаях астрагалы служили для выявления удачи. Их широкое распространение во времени и пространстве ставит вопрос об их роли в жизни человека в качестве арбитра при выяснении тривиального вопроса, который в устах Гамлета звучал патетически: «Быть или не быть – вот в чем вопрос!» Выяснить его можно было при помощи загадочной таранной косточки животного – астрагала. Магическая окраска игр с астрагалами имела различные проявления в культуре многих народов (Цимиданов В.В., Чаур Н.А., 1997, с. 58). У римлян бабки, прежде чем стать игральными костями, служили для гаданий (Тейлор Э.Б., 1989, с. 73). Игра и ритуал были тесно связанными.
Овечий или бычий астрагал, поднятые на невысоком стержне, имели особое место среди данной категории находок. Бронзовый астрагал, имитировавший овечий экземпляр, имел признаки, которые сближали его с игральной костью, но в тоже время, он являлся навершием рабочего инструмента (?). Астрагал крупного рогатого скота дополнительно подрезанный с боков, нанизанный на деревянный стержень или без него, становился стилизованным букранием, который мог использовался в каких-то сакральных операциях, и поэтому он не входил в число предметов погребального приданного.
Литература
Васильев И.Б., Кузьмина О.В, Семенова А.П. Периодизация памятников срубной культуры лесостепного Поволжья // Срубная культурно-историческая общность (Проблемы формирования и периодизация). Куйбышев, 1985.
Вязьмiтiна М.I. Могильник епохи бронзи бiля с.Золота Балка // Археологiчнi пам‛ятки УРСР. К.: Изд. Академии наук Украiнської РСР, 1961. Т.Х.
Дворянинов С.А., Дзиговский А.Н, Субботин Л.В. Раскопки курганной группы у с. Вишневое // Новые материалы по археологии Северо-Западного Причерноморья. К: Наукова думка, 1985.
Евдокимов Г. Л. Курганный могильник белозерского времени у с.Первомаевка // Древнейшие скотоводы степей юга Украины. К.: Наукова думка, 1987.
Каталог археологических коллекций. Новочеркасск: Новочеркасский музей истории Донского казачества, 1979. 161 с.
Качалова Н.К. Лукьяновское поселение и некоторые вопросы срубной культуры // Археологический сборник Гос.Эрмитажа. Л.: Аврора, 1974. Вып.16.
Кияшко В.Я. Рогатые амулеты раннего бронзового века // Известия Ростовского областного музея краеведения. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1989. Вып. 6.
Костенко В.И., Чурилова Л.Н. Сарматские памятники на берегах р. Соленая // Проблемы археологии Поднепровья. Днепропетровск. Изд. ДГУ, 1995.
Куприянова Е. В., Зданович Д. Г. Древности лесостепного Зауралья: могильник Степное VII. Челябинск: Энциклопедия, 2015. 196 с.
Ларенок В.А., Ларенок П.А. Дорога сквозь века. Ростов-на-Дону, 2013. 120 с.
Малашев В.В. Периодизация поясных гарнитур позднесарматского времени // Сарматы и их соседи на Дону. Материалы и исследования по археологии Дона. Ростов-на-Дону: Терра, 2000. Вып.1.
Пичикян И.Р. Малая Азия – Северное Причерноморье. М.: Наука, 1984. 297 с.
Ромашко В.А. Заключительный этап позднего бронзового века Левобережной Украины (по материалам богуславско-белозерской культуры). Киев: КНТ, 2013. 592 с.
Санжаров С.Н. Раскопки курганов в Донбассе // Археологические открытия 1984 года. М.: Наука, 1986. с. 305-306.
Семенова А.П. Поздний бронзовый век Самарского Поволжья // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара: Издательство Самарского научного центра, 2000.
Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 578 с.
Цимиданов В.В., Чаур Н.А. Погребения с астрагалами срубной культурно-исторической общности // Древности Подонцовья. Луганск: Осирис, 1997. № 6.
Цимиданов В.В. Астрагалы в погребениях степных культур Восточной Европы эпохи поздней бронзы и раннего железа // Археологический альманах. Донецк, 2001. № 10.
Volkov I.V., Guguev Yu.K. A. Late Sarmatian Birrtual in Rostov-on-Don // BAR Inernational Series. Oxford, 1986. № 278.
Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 13. 2015. К оглавлению