За последние пять лет по СМИ прокаталась волна сообщений об археологических исследованиях в храмах, которые являются действующими и относятся к различным религиозным культам. Изучению подверглись места, ритуально значимые для миллионов верующих, а также неизвестные захоронения.
Зимой 2015 года группа учёных из Даремского университета (Англия) проводила исследование в храме, построенном на том месте, где родился Будда, в Лумбини (Непал). Раскопки были успешными — под современным зданием нашли остатки сооружения на три века старше, что отодвигает начало истории Буддизма на VI век до н. э. Высказывалось даже мнение, что нашли остатки того самого дерева, под которым родился Будда. Но во время археологических работ, в храме продолжались службы, и монахи молились. Отношение к свидетельствам у монахов — религиозно-почтительное, у археологов — деловое.
В 2016 году вскрыли могилу Христа в Иерусалиме. Для исследований в храме археологам дали 60 часов. Могила Христа оказалась пуста, как и предупреждают в Евангелии. Споры о том, то ли это место или нет — безосновательны, так как в религии есть место чуду. Гроб Господень и крест нашла царица Елена, мать Константина I, сделавшего Христианство государственной религией в Римской империи. По преданиям, находку сопровождали чудесные обстоятельства. Археологи же опираются на измерении материальных свидетельств.
Находки неизвестных захоронений во время археологических исследований в храмах случаются гораздо чаще. О последней из них сообщили в июле 2019 года — в Свято-Юрьевском монастыре Великого Новгорода под ступенями храма обнаружены захоронения, датируемые XII веком. Монастырь был основан в XI веке, это один из древнейших монастырей России.
Захоронения-саркофаги представляли собой семейные усыпальницы. Для науки изучение их дало ценную информацию, но если взглянуть на это с точки зрения того, кого хоронили там, или с точки зрения Православия? Христиане верят в воскресение — умершие должны ожить и, вместе с живущими, предстать на суде Божьем за поступки свои. Хоронили ли людей в храмах для того, чтобы у археологов был материал для исследований? Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, не диктуют же священники научному совету РАН свои правила.
Раскопки сооружений в храмах дают действительно ценный культурный материал, они помогают восстановить историю и первоначальный облик храмов, но вскрытие могил — более сложный вопрос. Даже если найден компромисс, и руководители археологических экспедиций испрашивают на исследования в храме благословения у священников, то, что делать с чувствами верующих, которые могут воспринять это как оскорбление святыни?