Археологические работы начались в связи с восстановлением Благовещенской церкви в деревне Коваши Ленинградской области. К 2019 году от храма остался только фундамент. По закону, для начала строительства необходимо археологическое исследование местности. По ходу раскопок были обнаружены артефакты, позволяющие предположить, что пять тысяч лет назад здесь была неолитическая стоянка.
Раскопки ведутся на береге реки Коваши, на холме. Он представляет собой многослойный «пирог» из культурных напластований. Люди жили здесь на протяжении тысячелетий, и следы их хорошо сохранились — от Каменного века до наших дней. К неолитической стоянке относятся остатки лепной глиняной посуды, тёсла из камня, отщепы кварца (искусственно расщеплённые куски камня). Такие отщепы служили заготовками для других изделий или использовались как готовые орудия производства.
В Ленинградской области найдены сотни неолитических стоянок, такое обильное заселение учёные объясняю тем, что граница таёжных лесов в Каменном веке проходила гораздо севернее, чем сейчас. Люди в то время уже освоили ткачество и научились вести оседлый образ жизни. Позже, в результате вырубки и выжигания лесов, климат стал менее пригодным для жизни — начались резкие перепады температуры, суровый холод зимой и жара летом, истощение и обезвоживание почв. Вырубленные же леса не восстанавливаются, так как наименьшее время для их восстановления — 600 лет. Посадить их тоже нельзя, так как любые насаждения являются отраслью сельского хозяйства, следовательно, тоже истощают и обезвоживает землю, подвержены заболеваниям и не выживают без помощи человека.
Неолитическая стоянка на береге реки Коваши является пока древнейшим культурным слоем. Самый верхний пласт — фундамент древней часовни, стоявшей на холме. Он был расчищен во время работ 2019 года. Восстанавливать, однако, намереваются храм, построенный позже, в XVIII веке, то есть после раскола Православия на староверие и нововерие (XVII век), когда в строительстве стали отходить от традиции коренного русского зодчества, зародившейся во времена Сергия Радонежского (1314-1322).
Примером традиционно возведённого храма является краснокаменный собор Василия Блаженного в Москве, но при условии полного отсутствия побелок на нём (в том числе и цветных). Примером же того, как побелка портит стиль здания, возведённого по проекту традиционной архитектуры, является Новопеределкинский храм во имя Игоря Черниговского (построен в 2011).