Историю сооружения кургана можно реконструировать на основе немногочисленных данных стратиграфии и анализе сопровождающего инвентаря. Несмотря на то, что насыпь кургана к моменту раскопок не сохранилась, совершенно точно удалось зафиксировать, что все четыре погребения сопровождались материковым выкидом на погребенной почве. Разумеется, не исключен вариант досыпки насыпи над периферийными погребениями, но это маловероятно. Во-первых, значительные размеры центрального погребения 4 предполагают соответствующий размер насыпи, а выкид ближайшего погребения 3 располагался всего в 6,5 м от погребения 4. Получается, что первичный диаметр кургана не превышал 18 метров, что конечно недостаточно для могильной ямы размерами 4,4 м на 3,35 м. Во-вторых, все погребения хорошо увязываются между собой по погребальному инвентарю. Не вызывает никаких сомнений синхронность погребений 1 и 2. С погребением 3 их роднит одинаковая поза погребенных – скорченно, на левом боку. В свою очередь погребение 3 совершено в могильной яме, повторяющей форму ямы погребения 4 в уменьшенном варианте – та же подтрапециевидная форма (с расширением в ногах) с округлыми углами.
Погребения 1, 2 и 4 хорошо синхронизируются между собой комплексом керамики: сосуд с бронзовой скрепкой из погребения 1 и сосуд 2 из погребения 4 различаются только размерами. Вся керамика содержит примесь толченой раковины, стенки сосудов покрыты глубокими расчесами. В погребении 2 и 4 содержатся идентичные туески из бересты и бисерные бусы из темно-серого стекла.
Таким образом, с большой долей вероятности, можно предполагать относительную одновременность всех четырех погребений. Насыпь сооружалась сразу над всеми четырьмя погребениями, которые, вероятно, были совершены с небольшими хронологическими разрывами.
Хронология и культурная принадлежность погребений определяется по обряду и погребальному инвентарю. Наличие сосудов, весьма близких к доно-волжским абашевским, щиткового псалия, ножей с намечающимся перекрестием указывает на раннесрубное время. Причем, часть признаков относится еще к периоду средней бронзы – это срубы, характерные более для бабинской (КМК) культуры, положение вытянуто на спине (доно-волжская абашевская культура), что несомненно дает основания относить курган у с.Дубовый Гай к числу наиболее ранних покровских срубных, когда облик культуры еще не сформировался полностью и старейшина рода погребен по архаичному обряду, а сопровождающие погребения соплеменников уже имеют черты нового, срубного обряда – северо-восточная ориентировка, положение на левом боку скорченно.
В абсолютном исчислении время сооружения кургана определяется рубежом III-II тыс. до н.э. Получена одна радиоуглеродная калиброванная дата по дереву из перекрытия погребения 4 – 2025:1944 BC [1σ] (ИГАН-3251) (Правда, к данной дате следует относиться с большой осторожностью, так как другие даты для развитого (второго) этапа срубной культуры, полученные в той же лаборатории, синхронны Дубовому Гаю или даже старше). Это хорошо соотносится с датами аналогичных погребений. По ряду признаков курган у Дубового Гая можно сопоставить с памятниками потаповского типа (культуры) Среднего Поволжья (могильники Потаповский и Утевка-VI). Пять калиброванных дат этих памятников укладываются в интервал 1889-1622 гг. до н.э. (XIX-XVII вв. до н.э.) (Кузнецов П.Ф., 1996, с. 57- 59).
По мнению В.А.Трифонова 2000-1800 гг. до н.э. – время формирования родственных покровской и потаповской культур (Трифонов В.А, 2001, с. 80). Поскольку, как уже отмечалось, в комплексах Дубового Гая присутствует ряд несомненно ранних черт, их стоит отнести к самому началу этого этапа.