Летом 2012 года в ходе работ по сооружению колодца в 150 м от края левого берега р. Бузулук, на северо-восточной окраине ст. Преображенская Киквидзенского района Волгоградской области местными жителями обнаружен каменный зооморфный жезл (рис. 1). Сопутствующих находок на данном участке не зафиксировано. К сожалению, автор не смог получить жезл для передачи в музейные фонды, однако имел возможность зарисовать и сфотографировать его (рис. 2; 3, 2).
Следует отметить, что Киквидзенский район является одним из наиболее насыщенных в Волгоградской области по количеству памятников археологии на единицу площади. По данным министерства культуры Волгоградской области на его территории известно 396 курганных могильников и одиночных курганов общим количеством 517. Памятники сконцентрированы преимущественно вдоль берегов р. Бузулук, правого берега р. Караман – притока Бузулука, правого берега р. Мачеха и левого берега р. Кардаил. При этом территория Киквидзенского района является наименее изученной в археологическом отношении в области. В связи с вышеизложенным, находка зооморфного жезла вызывает еще больший интерес.
Жезл продолговатой стержневидной формы, один конец выполнен в виде наклоненной по отношению к оси изделия скульптурной головы животного, второй конец – в виде зауженной ударной площадки, напоминающей пест. В области ниже правого уха головы животного имеется повреждение – скол, не влияющий на восприятие формы изделия. Жезл изготовлен из сливного песчаника красновато-коричневого оттенка, по-видимому, за счёт примесей гидроокисла железа, и сохранился практически полностью. Длина жезла 35,8 см, максимальный диаметр – 6 см, сечение имеет овальную форму. Поверхность жезла тщательно отполирована. На левой боковой стороне сделана плавно заглубленная плоскость, зашлифованная намного сильнее остальной поверхности. На правой боковой стороне выполнено 10 плавных пропиленных и затем зашлифованных поперечных углублений, имеющих расплывчатую форму из-за слоистости сырья: при шлифовании изделия проступила трещина, что сказалось на качестве обработки поверхности.
За счет сделанных боковых углублений изделие удобно и плотно ложится в ладонь, примыкая к фалангам пальцев. О его регулярном использовании дополнительно свидетельствуют выщерблины, потертости, царапины, а также оседание минеральных солей на нижнем пестообразном конце. Таким образом, преображенский жезл может рассматриваться как орудие ручного действия.
Скульптурное изображение головы животного на верхнем конце жезла выполнено в условно-реалистической манере. Морда животного вытянутая, зауженная, со слегка выделенными щеками и выраженными жевательными мышцами. Ее общая длина от края носа до затылка 8,8 см, ширина – 3,8 см. Лоб широкий, с выделенными лобными долями и надбровными дугами, сзади головы выступают небольшие стоячие конусоподобные уши. Все указанные признаки позволяют с большой долей вероятности интерпретировать изображенное животное как хищника семейства собачьих (canidae) – собаку или волка.
Наиболее близкой аналогией преображенскому жезлу является жезл из культурного слоя стоянки Варфоломеевка (рис. 4), исследованной А.И.Юдиным в Новоузенском районе Саратовской области и датируемой эпохой неолита – раннего энеолита (Юдин А.И., 2004). Возможность сравнения двух сходных предметов позволяет сделать интересные наблюдения.
Прежде всего, следует отметить, что зооморфные изображения головы животного на обоих жезлах во многом сходны. А.И.Юдин с осторожностью говорит о том, что в варфоломеевском жезле соединены черты нескольких животных: передняя часть морды напоминает свинью, а длинные свисающие уши больше похожи на собачьи (Юдин А.И., 2004, с. 128). Мною был визуально осмотрен и сфотографирован сам варфоломеевский жезл, хранящийся в фондах Саратовского областного музея краеведения (рис. 3, 1). Следует отметить, что изделие более напоминает голову собаки, чем свиньи, на что дополнительно указывают выделенные лобные доли, надбровные дуги, широкий лоб и крупные глаза. Однако схематичность иных черт изображаемого животного не позволяет высказать более веские аргументы в пользу данной точки зрения.
Отсутствие нижней «рабочей» части у варфоломеевского жезла (по определению А.И.Юдина – скипетра), на наш взгляд, стало причиной недопонимания его функциональности. Сосредоточение внимания на верхней зооморфной части привело к сужению круга аналогий. Двигаясь по данному пути, А.И.Юдин вышел на функционально иную группу предметов, имеющих с варфоломеевским жезлом весьма условное сходство (Юдин А.И., 2003, с. 53). Очевидно, что привлекаемые исследователем аналогии, такие как скипетр из культурного слоя энеолитического поселения Лебяжинка IV из лесостепного Заволжья (Овчинникова Н.В., 1996, с. 13) и скипетры, случайно найденные в Новоорском районе Оренбургской области (Моргунова Н.Л., 1995, с. 172), ближе к группе энеолитических зооморфных скипетров, наиболее подробно охарактеризованной В.А.Дергачевым (Дергачев В.А., 2005) и С.Н.Кореневским (Кореневский С.Н., 2008). Такие скипетры обычно являются навершиями и имеют важную конструктивную особенность – наличие отверстия, желоба или выступа для крепления к рукояти. Варфоломеевский и преображенский жезлы конструктивно иные.
Преображенский жезл, на наш взгляд, следует рассматривать в категории каменных цилиндрических предметов Евразии, трактуемых как песты или жезлы (Кореневский С.Н. и др., 2008, с. 203-204). Такое изделие могло использоваться в бытовых и культовых ситуациях, которые могли быть довольно разнообразны. В частности известны энеолитические захоронения в курганах Джангар в Калмыкии, а также Суворово и Рябичев в Ростовской области, в которых были обнаружены каменные жезлы с зооморфным или абстрактно-геометрическим навершием, пестообразный конец которых был натерт охрой (Кореневский С.Н. и др., 2008) (рис. 5).
Стержневидные орудия абстрактной формы без наверший известны на Ивановской и Турганикской стоянках Самарского Заволжья, на стоянке Лебяжинка IV и относятся к более ранней эпохе – времени съезженской энеолитической культуры. Каменные стержни круглого сечения с головами животных известны в Азербайджане, Иране, Монголии. По мнению С.Н.Кореневского, С.Е.Жеребилова и И.Н.Парусимова, распространение такого рода изделий обусловлено близкими явлениями в развитии мировоззрения, отражающими воплощение в материальной культуре символов власти, культа плодородия и мужских предков (Кореневский С.Н. и др., 2008, с. 205).
Несмотря на широту ареала распространения и продолжительность существования зооморфных стержневидных каменных жезлов, следует отметить их неоднородность и немногочисленность. Указанные обстоятельства в настоящее время не позволяют связать преображенский жезл с конкретной культурной средой. Наиболее близкой аналогией ему продолжает оставаться варфоломеевский жезл.
Литература
Дергачев В.А. О скипетрах. Этюды в защиту миграционной концепции М.Гимбутас // Revista archeologică. Seria nouvă. Chişinău, 2005. Nr. 2. Vol. I.
Кореневский С.Н. Символика атрибутов духовной власти эпохи энеолита Восточной Европы и Предкавказья – каменных зооморфных скипетров // Археология Восточно-Европейской степи. Саратов, 2008. Вып. 6.
Кореневский С.Н., Жеребилов С.Е., Парусимов И.Н. Находка каменного «жезла» на левобережье Нижнего Дона и типы Евразийских каменных стержневидных скипетров эпох энеолита-бронзового века // Археология Восточно-Европейской степи. Саратов, 2008. Вып. 6.
Моргунова Н.Л. Неолит и энеолит юга лесостепи Волго-Уральского междуречья. Оренбург, 1995.
Овчинникова Н.В. Хронология и периодизация энеолитических поселений в лесостепном Поволжье // Древности Волго-Донских степей в системе восточноевропейского бронзового века. Волгоград, 1996.
Юдин А.И. Неолитическое искусство населения степного Поволжья (по материалам Варфоломеевской стоянки) // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Саратов, 2003. Вып. 5.
Юдин А.И. Варфоломеевская стоянка и неолит степного Поволжья. Саратов, 2004.
Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 11. 2013. К оглавлению