Уральские птицы

Клад бронзовых фигурок в зверином стиле нашли на Урале.

Археологическую коллекцию Челябинского госуниверситета пополнили четырнадцать фигурок бронзовых птиц. Нашли их в Кунашакском  районе, на территорию которого заходит Восточно-Уральский государственный заповедник. Местные деревенские жители откопали бронзовых птиц на заброшенном огороде. Археологи определили возраст фигурок — свыше 2500 лет, сделаны они были во временной промежуток между VII и III веком до нашей эры.

Размер фигурок меньше ладони, очертания — крестообразные, с длинным остовом-хвостом, на котором располагаются лапки птицы, крылья раскрыты и приспущены. Форма продуманная и гармоничная. Хвост защищает лапки от скола и может служить ручкой, за которую удобно брать фигурку. Приспущенные крылья сглаживают боковые выступы крыльев. Если такую птицу носить на груди, то она не поранит владельца при любом его движении.

Головка хорошо сохранившейся птицы повёрнута в профиль, клюв напоминает утиный, хотя учёные утверждают, что это должны быть изображения хищных дневных птиц, вроде сокола и орла, и привязали их к отдельной археологической культуре — Иткульской.

Однако подобные фигурки птиц объединяют в Пермский звериный стиль, временные границы его охватывают VII в. до н. э. — XII в. н. э. , а пространственные — гораздо шире локализации Иткульской культуры (Верхнеуфалейский район Челябинской области). Археологические древности Пермского звериного стиля встречаются почти по всей территории России, особенно в её североевропейском и западносибирском ареалах.

Медные фигурки изображают не только птиц, но и других животных — лошадей, медведей, лосей, змей. Есть изображения грифонов — это крылатые существа, соединяющие в себе черты разных зверей, птиц, земноводных и пресмыкающихся. Принадлежность грифона определяют по голове.

Пермский звериный стиль является частью Скифского звериного стиля, распространение которого превышает границы современной России. Территория его ареала — от Балкан до Китайской стены. Ценные археологические находки встречаются и на территории Северного Ирана. На западе Скифская культура граничит с Кельтской и Древнегреческой (Эллинской), на юго-востоке — с Китайской и культурной Средней Азии.

В разных концах России Скифский звериный стиль имеет региональные черты, но особенную художественную ценность несут не стилизованные, а реалистические изображения, они чаще исполнены в золоте. Такие предметы отличает совершенство формы, которое незаметно, когда уже кем-то достигнуто, но эта незаметность похожа на воздух — его тоже не замечают, пока есть возможность им свободно дышать. Символом этих предметов стала золотая фигурка летящего оленя, найденная археологами в скифском кургане на Кубани. Возраст её датируют IV веком до нашей эры. Она находится в коллекции Эрмитажа.

По сути, изображение на современном гербе России — многоглавый орёл — тоже исполнено в духе Скифского звериного стиля. Многоглавых существ объединяют в драконов, и принадлежность их тоже определяют по головке. На гербе России изображён дракон-орёл. Священную регалию эту вывез в Москву из осаждённого турками-османами Крыма (в XV веке) родной брат Алексея, последнего князя скифского княжества с укреплённой столицей в Мангупе.

Posted in Археология России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.