Большинство населенных пунктов, созданных монголами в XIII веке на Нижней Волге, возникало на новом месте, преимущественно в степи, где практически не было традиций оседлости (Федоров-Давыдов Г.А., 1994, с. 13). Это означает, что заселение новых городов и поселков осуществлялось представителями различных оседлых центров, покоренных чингизидами. Позднее благоприятная политическая и экономическая обстановка обусловила приток в джучидские города жителей из различных уголков света. Полиэтничный состав городского населения нашел отражение в синкретичной культуре Улуса Джучи. Письменные источники пестрят упоминаниями о кыпчаках, русских, аланах, черкесах, мордве, уйгурах, греках, армянах и прочих этносах, которые внесли свой вклад в развитие золотоордынского государства и его культуры.
Следует признать, что большинство народов, указанных в средневековых записях в качестве основного населения Золотой Орды, пока еще четко не выделяется в корпусе археологических источников. Смешение традиций различных народов усложняет эту работу. Массово производимая гончарная посуда постепенно вытесняет этническую, что еще больше затрудняет поиски. В материальной культуре Золотой Орды уже выделены характерные предметы отдельных этносов, прежде всего древнерусская и лепная древнемордовская керамика, лопастные финно-угорские сюльгамы, предметы христианского благочестия, армянские каменные стелы с изображением креста (хачкары) и надгробные плиты.
Особый интерес для автора представляет заселение золотоордынского города Укека и его округи, проходившее, видимо, в несколько этапов. Ранее уже были сделаны доклады о древнемордовском и древнерусском населении на золотоордынских памятниках Правобережья Саратовской области. В данной статье хотелось бы обратиться к армянскому компоненту, активно освоившему территорию Золотой Орды. Однако непосредственно для исследуемой нами территории информации пока недостаточно и приходится рассматривать этот вопрос в рамках всего Поволжья, т.е. от Болгара и до Сарая (от Татарстана вниз по Волге до Астраханской области включительно).
На основании армянских рукописей Г.Айвазовский предположил, что после разгрома монголами города Ани часть оставшегося в живых населения переселилась в Сарай – столицу Золотой Орды (Айвазовский Г., 1886, с. 551). Эту же версию со ссылкой на предыдущего автора поддержал известный советский археолог А.Л. Якобсон (Якобсон А.Л., 1956, с. 168). Пребывание армян в золотоордынской столице не вызывает сомнений. В 1319 г. «в столице Сарай, что находится в северной стороне близ Каспийского моря и большой реке Итиль … под покровительством церкви св. Богородицы и животворящего св. Знамения» писцом Хачатуром по заказу архиепископа Погоса была создана армянская рукопись, которая хранится в венском собрании (Цит. по: Крамаровский М.Г., 2012, с. 75). Исходя из этой записи можно предположить, что в начале XIV в., во времена правления хана Узбека, в золотоордынской столице существовала армянская церковь.
Еще одна армянская церковь известна благодаря раскопкам в Болгаре на территории армянской колонии, располагавшейся к западу от города. Здесь исследовано 113 погребений (Смирнов А.П., 1958). Изученные ранее надгробия с этого кладбища датируются XIV в.: Хованис сын Вартана, 1308 г.; Гарутиун (Арутюн?), 1335 г.; паломник Томас Варт, Авитин сен Тенера 1335 г.; Сара 1368/69 г. (Шпилевский С.М., 1877, с. 251). Итак, доподлинно известно о существовании в Болгаре и Сарае армянских храмов, которые располагались на территории компактного проживания армянского населения. В с. Кирельское, которое расположено в 17 км к северу от Болгара на противоположном берегу Волги, было обнаружено каменное надгробие с армянской надписью, из которой следовало, что здесь в 1318 г. была похоронена Турган-Мелик (Смирнов А.П., 1958, с. 331).
Не исключено, что армяне проживали на территории между этими двумя городами по берегам Волги. Из письменных источников известно об активном передвижении представителей данного этноса по реке. В русских летописях упоминается, что в 1366 г. новгородские ушкуйники ограбили на Волге различные суда, в том числе армян (ПСРЛ. Т. VIII, с. 14; ПСРЛ. Т. XVIII, с. 104). Миссионер Пасхалий на корабле вместе с армянами спустился по Волге и берегу Каспийского моря из Сарая до Сарайчика (Карпов С.П., 2000, с. 222).
Служили армяне при дворе ханов и их наследников. В частности, в окружении Сартака, сына Бату, были армянские священники, которые говорили по-тюркски и по-арабски. Кочевье Сартака францисканский монах застал на правому берегу Волги в трех днях пути от этой реки (Рубрук Г., 1997, с. 111).
Видимо, в одном из крупных нижневолжских городов Золотой Орды трудился во второй половине XIV в. гончар Ананд (?) сын Саркиса (Крамаровский М.Г., 1978, с. 103). Клейма с этим именем в арабской графике найдены на целых и фрагментах крупных тарных глиняных сосудов, называемых на среднеазиатский лад хумами. Примечательно, что стенки от двух подобных сосудов с клеймами найдены еще в XIX в. на Царевском городище в Волгоградской области и хранятся Эрмитаже (Крамаровский М.Г., 1978, с. 103, рис. 1). Целый хум с клеймом найден в районе Сарепты и экспонируется в Саратовском областном музее краеведения (Крамаровский М.Г., 2005, с. 119, кат. 575), еще один хум был найден на Водянском городище в Волгоградской области и хранится в Волгоградском краеведческом музее (Крамаровский М.Г., 2005, с. 119, кат. 576). Фрагменты трех сосудов с аналогичными клеймами были найдены на Селитренном городище в Астраханской области, они датируются второй половиной XIV в. (Валеев Р.Р., 2011, с. 352, рис. 1-2). Еще один целый хум с клеймом обнаружен на городище Сарайчик (г. Атырау, Республика Казахстан) (Тасмагамбетов И., Самашев З., 2001, с. 240).
Мы не располагаем достоверными данными о присутствии армянского населения в золотоордынском городе Укек, находившемся на половине пути из Болгара в Сарай. Есть лишь два весьма спорных упоминания о камнях с армянскими надписями. Английский торговец Христофор Бэрроу посетил Увекское городище 5 октября 1579 г. Среди виденных им могильных плит англичанин описывает следующие: «Был также там на одном камне обломок герба с высеченными на нем письменами; часть их истреблена непогодой, а часть остается в полуразрушенном виде. Однако очертания букв еще сохранились, и мы сочли их армянскими. Мы нашли высеченные письмена и на другой еще могиле» (Английские путешественники…, с. 264-265). Вторым упоминанием следует считать записки исследователя Увекского городища конца XIX в. Флегонта Васильевича Духовникова. На даче г. Паули, что располагалась возле с. Ивановский Увек (предместья Укека, примерно в 4 км к северо-западу от городища), в 1870-х гг. был обнаружен могильный камень. Ф.В.Духовникову в 1890-х гг. удалось получить лишь обломок, сохранившийся от этого изделия. «Длина обломка ½ аршина (35 см – Д.К.), а ширины различной от двух до семи вершков (9-31 см – Д.К.) в середине. По камню проходят пять параллельных полосок в вершок (4 см – Д.К.) ширины. Между полосками надпись на каком-то языке, непонятном, как мне говорил Паули, татарским муллам, знающим турецкий татарский и арабские языки. Надпись почти вся попорчена, по-видимому молотком, особенно на середине обломка, так что можно разобрать только букв 5 или 6…». Далее автор приводит выдержки из записок Х. Бэрроу и предполагает, что это армянское надгробие (Архив ИИМК. л. 26-26 об.). Указанную находку Ф.В. Духовников планировал передать в Императорскую археологическую комиссию. Дальнейшая ее судьба нам неизвестна. В обоих случаях люди, видевшие эти камни с надписями, лишь предполагают их армянское происхождение, и в обоих случаях дальнейшая судьба предметов неизвестна, следовательно, вывод об их происхождении только на основании подобных заметок был бы весьма спорным. Однако и отрицать возможность наличия в составе населения Укека и его окрестностей армянского компонента тоже нельзя.
Армянское население было распространено среди городских жителей Золотой Орды не только в Поволжье. Прежде всего, следует отметить многочисленные общины в Крыму. Здесь была армянская церковная организация во главе с епископом. В нее входили церкви и несколько монастырей (Якобсон А.Л., 1956, с. 169). В Солхате уже в XIII в. проживало армянское население, в 1363 г. здесь существовал армянский квартал «Чхбнис» и храм святого Саргиса, располагался центр армянской рукописной книги (Крамаровский М.Г., 2012, с. 68, 221). В окрестностях города был построен монастырь Сурб-Хач (Якобсон А.Л., 1956, с. 158, 163). В Судаке армянская община существовала уже во второй половине XIII в. (Архимандрит Антонин, 1863, с. 603, № 46; с. 609, № 88). В Каффе XIII-XIV вв. действовало более десятка армянских григорианских церквей (Айбабина Е.А., Бочаров С.Г., 1997, с. 212-213), здесь же обнаружены хачкары и надгробия с армянскими надписями (Айбабина Е.А., 2001, с. 62-104). Армянские надписи по штукатурке и на мраморной базе колонны обнаружены в средневековом Херсонесе (Марр Н.Я., 1904, с. 106-108).
Помимо Крыма и Поволжья армянское присутствие зафиксировано и в других регионах. В Маджарах на Северном Кавказе обнаружен фрагмент каменного хачкара (Волков И.В., 1996, с. 213-214). Письменные источники сообщают о существовании армянского квартала и церкви Григория Просветителя в Азаке (Фомичев Н.М., 1994). Армянские надписи содержатся на некоторых находках из Азака: на чаше (Волков И.В., 2004, с. 286-291), глиняной формочке (Масловский А.Н., 2006, с. 336-337, рис. 12, 13). В местном музее хранится случайная находка – фрагмент мраморной декорированной капители колонны, предположительно, из армянского храма (Волков И.В., 1995, с. 25).
Следует признать, что география распространения подобных находок по территории Золотой Орды весьма обширна. Из письменных источников известно, что в городах Улуса Джучи армяне работали ювелирами, кузнецами, плотниками, ткачами, красильщиками, скорняками, сапожниками, портными, садоводами и виноделами (Крамаровский М.Г., 2012, с. 68). Среди купцов упоминаются торговцы хлебом, рыбой и солью, ростовщики и работорговцы (Якобсон А.Л., 1956, с. 167; Карпов С.П., 2011). Как видно из этого далеко не полного списка, спектр занятий обширен и разнообразен. Если добавить его к рассмотренной ранее картине расселения армян в Золотой Орде, становится очевидным, что данный этнос играл существенную роль в культурной и экономической жизни государства. Если же мы обратимся к археологическим данным, то число вещественных памятников не пропорционально числу письменных источников. Подобных находок значительно меньше и, как правило, это надписи на камнях, глине, штукатурке и пр. Главная проблема – отсутствие массового материала. Публикация А.П. Смирновым находок с территории армянской колонии в Болгаре – очередное тому подтверждение (Смирнов А.П., 1958, с. 355, рис. 9). Указанные предметы, без контекста раскопанного храма и обнаруженных ранее могильных плит, могли свидетельствовать лишь о присутствии здесь христианского населения. Известно, что в Укеке существовал христианский квартал со значительной долей древнерусского населения, которое выделяется, прежде всего, по массовому керамическому материалу (Кубанкин Д.А., 2012). Если не учитывать древнерусскую керамику, то о присутствии славян в Укеке свидетельствуют лишь находки двух печатей с кириллическими надписями и энколпионы древнерусского типа.
Возможно, сложности с выделением армянской керамики в золотоордынском слое следует объяснять сильным влиянием гончарной традиции мастеров Закавказья на формирование местных керамических традиций. Еще А.Л. Якобсон обратил внимание на близость поливной красноглиняной керамики Юго-Восточного Крыма и армянских городов Ани и Двина (Якобсон А.Л., 1956, с. 178-187). Современные керамисты, занимающиеся археологией золотоордынского времени, отмечают, что до монгольского нашествия в Юго-Восточном Крыму не производили собственной красноглиняной поливной керамики. Вероятно, ее производство начинается с массовой миграцией в данный регион армянского населения, о чем уже говорилось ранее (Волков И.В., 1995, с. 25-26; Волков И.В., 2004а, с. 324). Еще одним подтверждением подобного вывода служат золотоордынские хумы с клеймом «Ананд сын Саркиса». То есть, армянские гончары занимались массовым производством золотоордынской керамики, а потому выделить этническую армянскую керамику в джучидских городах не представляется возможным. Отсутствие надежных маркеров для установления этнического компонента затрудняет поиск по археологическим данным отдельных народов в составе золотоордынского общества – армян, алан и прочих. Возможно, что в результате дальнейших систематических археологических раскопок на Увекском городище будут обнаружены предметы с армянскими надписями. Но на современном уровне исследования мы можем с уверенностью говорить лишь о том, что данный народ активно осваивал золотоордынское Поволжье на пространстве от Болгара до Сарая, имея в этих городах собственные кварталы и храмы.
Литература
Айбабина Е.А. Декоративная каменная резьба Каффы XIV-XVIII вв. Симферополь, 2001.
Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Новые материалы по истории средневековой армянской колонии Каффы // Византийский временник. 1997. Т. 57.
Айвазовский Г. Заметка о происхождении новороссийских армян // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1886. Т. VI.
Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. Перевод с английского Ю.В. Готье. Л., 1937.
Архимандрит Антонин. Заметки XII-XV века, относящиеся к Крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1863. Т. V.
Валиев Р.Р. Хумы с клеймами из раскопок Селитренного городища // Золотоордынское наследие. Казань, 2011. Вып. 2.
Волков И.В. Армяне в Золотой Орде (археологические свидетельства) // Проблемы взаимодействия: Тез. докл. конф. Астрахань, 1995.
Волков И.В. Хачкар с города Маджары // Историко-археологический альманах Армавирского краеведческого музея. Армавир; М., 1996. Вып. 2.
Волков И.В. Надпись тушью на чаше из Азова // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2002 г. Азов, 2004. Вып. 19.
Волков И.В. Историографические курьезы // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2002 г. Азов, 2004а. Вып. 19.
Карпов С.П. От Таны – в Ургенч: эти трудные дороги средневековья // Средние века. М., 2000. Вып. 61.
Карпов С.П. Межэтнические отношения и смешанные браки на окраине Латинской Романии (Тана, XIV-XV века) // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В.А. Тишкова. М., 2011. (http://vseuchebniki. com/ antropologiya-istoriya/karpov-mejetnicheskie-otnosheniya-smeshannyie-41198.html)
Крамаровский М.Г. Гончар-армянин из Сарая ал-Джедид // Труды Государственного Эрмитажа. XIX (Культура и искусство народов Востока.). Л., 1978. Вып. 8.
Крамаровский М.Г. Золотая Орда как цивилизация // Золотая Орда: история и культура. Каталог выставки. СПб., 2005.
Крамаровский М.Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб., 2012.
Кубанкин Д.А. Русская община золотоордынского города Укека // Поволжская археология. 2012. № 1.
Марр Н.Я. Заметки о двух армянских надписях, найденных в Херсонесе // Известия Императорской археологической комиссии. 1904. Вып. 10.
Масловский А.Н. Керамический комплекс Азака. Краткая характеристика // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. Азов, 2006. Вып. 21.
ПСРЛ. Т. VIII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб.. 1859.
ПСРЛ. Т. XVIII. Симеоновская летопись, М., 2007.
Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны // Путешествия в Восточные страны. М., 1997.
Смирнов А.П. Армянская колония города Болгара // МИА. № 61. М., 1958. Т. II.
Тасмагамбетов И., Самашев З. Сарайчик. Алматы, 2001.
Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.
Фомичев Н.М. Некоторые данные о культовых сооружениях и религиозной жизни средневекового города Азака-Таны в XIV-XV вв. // Очерки по истории Азова. Азов, 1994. Вып. 2.
Шпилевский С.М. Древние булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.
Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.). М.-Л., 1950.
Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму // Византийский временник. 1956. Вып. VIII.
Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 12. 2014. К оглавлению