В 2010-2011 гг. археологический отряд Саратовского областного музея краеведения под руководством Д.А. Кубанкина проводил раскопки в центральной части Увекского городища, во дворе частного дома по адресу: 10-й Увекский пр-д, д. 1. Общая площадь раскопа составила 58 кв. м, мощность культурного слоя достигала 3,5 м. В 2011 г. удалось частично проследить одно из подвальных помещений монументального здания на каменном фундаменте, условно датируемого последней третью XIII-первой половиной XIV в., которое погибло в результате пожара. В нем хранились разнообразные припасы – просо, пшеница, горох, лесные орехи. Часть зерна находилась в деревянном ведре, ларе и глиняной таре. Зафиксированы развалы трех хумчей и не менее пяти трапезундских амфор.
В ходе изучения керамического материала из раскопа выявлено несколько фрагментов с граффити[1] и со знаками, нанесенными красной краской (дипинто). Символы встречаются на туловах и ручках амфор трапезундского типа. Данное сообщение носит предварительный характер, поскольку изучаемый материал еще находится в процессе реставрации. Поэтому в работе рассматриваются знаки только на ручках сосудов.
Граффити выявлено на двух целых и шести фрагментах ручек. Встречаются различные изображения – от простейших, из двух пересекающихся линий, до более сложных – букв и нерегулярного орнамента (?). На ручках и их фрагментах встречается от 1 до 3 граффити. На всех изучаемых изделиях заметны следы горения и потеков от маслянистой жидкости.
На целой ручке (рис. 1, 1) одно граффити. Оно расположено в верхней части и представляет собой простой символ в виде креста (Х-образный символ).
На второй целой ручке три граффити. В нижней ее части, близко к месту сочленения ручки с туловом, расположен Х-образный символ (рис. 1, 4). В средней части ручки – крупное граффити В-образной формы (рис. 1, 3). Выше него расположены предположительно две арабские буквы (рис. 1, 2). Подобные граффити, кроме Х-образного, на других фрагментах ручек из данного раскопа не зафиксированы.
На трех фрагментах ручек встречается знак из трех горизонтальных линий (рис. 1, 5-7), которые пересекает одна вертикальная линия под углом близким к 90 градусам. Других символов на данных фрагментах не обнаружено. На одном из фрагментов (рис. 1, 5) граффити расположено в нижней части, близко к месту соединения ручки и тулова. На втором (рис. 1, 6) – в верхней, сразу за изгибом ручки. Третий фрагмент (рис. 1, 7) – небольшого размера и не позволяет точно определить, в какой части ручки находилось граффити. Часть символа утрачена. Оставшееся изображение позволяет идентифицировать его c двумя полностью сохранившимися подобными знаками.
На одном из фрагментов (рис. 1, 8) зафиксировано крупное граффити, состоящее из двух линий: длинной вертикальной и соединяющейся с ней косой линией, близко по форме к цифре 1. Граффити расположено в нижней части, близко к месту соединения ручки и тулова.
На другом фрагменте ручки расположен символ, состоящий из четырех параллельных горизонтально расположенных линий и пересекающей их под косым углом вертикальной линии (рис. 1, 9). Граффити расположено в нижней части, близко к месту соединения ручки и тулова. Рядом с этим знаком – слабозаметная красная полоса (дипинто?).
На последнем фрагменте два граффити: одно – сохранившееся полностью, второе частично утрачено. Сохранившееся изображение расположено в нижней части, близко к месту соединения ручки и тулова. Оно представляет собой знак из трех параллельных линий и пересекающей их под косым углом вертикальной линии (рис. 1, 11). Кроме того, зафиксированы две менее четкие линии, возможно, более раннее граффити, перекрытое позже новым знаком. Выше слабо прочерчен нерегулярный орнамент из линий с разным направлением, возможно букв, часть из которых утрачена (рис. 1, 10).
Граффити на керамической таре с золотоордынских памятников встречается достаточно часто. На Царевском городище при исследовании усадеб отмечены находки стенок и ручек красноглиняных сосудов с нацарапанными на них после обжига знаками. Они встречаются не только на амфорах, но и на кувшинах. Большинство символов представляет собой сочетание прямых линий, в т.ч. изображения Х-образной формы. Преобладающая часть граффити прочерчена довольно небрежно (Федоров-Давыдов Г.А., Вайнер И.С., Гусева Т.В., 1974, с. 98, 106, 121). Не редки находки фрагментов кувшинов и хумчей со знаками на Селитренном городище: в виде трезубца, креста, галочки, перечеркнутых параллельных линий и др. (Пигарев Е.М., 2006, с. 251). Опубликованы фрагменты керамики с геометрическими изображениями, исследованные в Болгаре и на урочище Ага- Базар (Хованская О.С., 1954, с. 363-365; Смирнов К.А., 1958, с. 455-456). Таким образом, в Поволжье во многих крупных городах Золотой Орды, где был оживленный товарооборот, встречаются граффити преимущественно на крупных сосудах.
Значительная часть фрагментов керамики с граффити происходит из Азака и его окрестностей. В публикациях представлены знаки, расположенные как на ручках, так и на тулове сосудов. Они зафиксированы на фрагментах кувшинов, на трапезундских и азакских амфорах, на красноглиняных поливных чашах. На всех рассмотренных ручках амфор прочерчено не более одного знака. Преобладают изображения, состоящие из прямых линий, пересекающихся под различными углами, отдельные граффити имеют С-образную, Х-образную форму, напоминают сочетания букв, цифр и тамги (Широченко Э.Б., 2010; Масловский А.Н., 2010; Масловский А.Н., 2006а; Масловский А.Н., 2006б, Дмитренко М.В., 2006).
При подводных исследованиях в бухте Судак-Лимен (Крым) найдено большое количество керамических изделий и их фрагментов, датируемых X-XIII вв., с граффити в виде букв греческого алфавита и геометрических знаков. Значительное количество изображений встречается на ручках и туловах амфор трапезундского типа. Они представляют собой буквы или сочетания букв греческого алфавита, монограммы, черточки и точки, знаки, очевидно представляющие условные символы. Отдельные фрагменты амфор покрыты ими почти сплошь (Зеленко С.М., 2000). Граффити в виде греческих букв и геометрических символов встречаются на фрагментах амфор, датированных XII-XIII вв., в Херсонесе (Романчук А.И., 1983). Следовательно, в причерноморских золотоордынских городах прочерчивание знаков на тарных сосудах было распространено.
Через ордынские земли поступали товары в русские княжества, и на Руси встречаются фрагменты амфор с различными процарапанными знаками, преимущественно на тулове сосуда. Это были имена, фразы, но чаще – отдельные символы и буквы. (Коваль В. Ю., 2010, с. 157-159.). Разнообразные знаки присутствуют на тарной посуде, поступавшей из Европы. В Новгороде в усадьбе богатой семьи обнаружено большое количество днищ бочек с различными «знаками геометрического характера» (Рыбина Е.А., 2009, с. 158).
Находки фрагментов керамики с граффити в Поволжье, Причерноморье и на Руси свидетельствуют, что преобладающая часть знаков нанесена на крупные тарные сосуды. Обращаясь к находкам с Увекского городища, отметим, что изображения также встречаются на крупной таре и прочерчены нечетко, линии неровные. Только одно граффити В-образной формы (рис. 1, 3) прочерчено тщательно, линии выделяются глубиной и четкостью. Описывая граффити на фрагментах амфор, найденных на Руси и относящихся ко времени Золотой Орды, В.Ю. Коваль отмечает, что для большинства символов характерно, что они процарапывались «наспех, неглубоко и небрежно» (Коваль В.Ю., 2010, с. 154-155).
Значение граффити трактуется по–разному. М. Д. Полубояринова отмечает, что у многих народов существовал обычай отмечать определенным знаком свою собственность (скот, орудия труда, владения и пр.), чаще всего символ переходил по наследству от отца к старшему сыну. Младшие сыновья тоже пользовались наследственным знаком, но вносили в него небольшие изменения (Полубояринова М.Д., 1980, с. 165). С другой стороны М.Д. Полубояринова приходит к выводу, что символы на керамике не всегда выступали как знаки собственности. Оно появлялось на таре на промежуточном этапе между мастером и владельцем. Мастер имел возможность поставить клеймо в процессе изготовления на не обожженный сосуд. Известны находки тарных сосудов с клеймами мастера (владельца мастерской), при этом в исследованных керамических мастерских на Царевском, Селитренном и Водянском городище среди готовых изделий и брака не зафиксировано процарапанных знаков. Если предположить, что знаки ставили владельцы (покупатели), то знаки бы встречались на всех сосудах найденных рядом. Вероятно, товар покупался вместе с тарой, на которой уже были граффити (Полубояринова М.Д., 1980, с. 204-205).
Е.А. Рыбина, изучающая связи Новгорода с Ганзой, считает, что изображение на таре – это купеческие знаки собственности (марки), позволяющие определить владельцев товаров. Традиция ставить марку простой формы, из прямых линий, была распространенна в странах Европы. Изображения позволяли купцу легко узнать свой товар среди других подобных. Ставились знаки, как правило, на видном, заметном месте. Например, в случае кораблекрушения, по ним товар распознавался и возвращался хозяину (Рыбина Е.А., 2009, с. 197-198). Отметим, что в черноморских городах Золотой Орды в случае кораблекрушение также предписывалось возвращать найденный товар купцу. Возможно, на этих товарах были знаки собственника. Кроме основных марок, часто использовались дополнительные. Это были различные фигуры (круги, штрихи, буквы), по ним узнавали, что за товар находится в таре, его сорт, качество, место производства. Поэтому на одной бочке или другой таре может встречаться сразу несколько обозначений. Как правило, в Новгороде тару с различными марками находят при раскопках богатых усадеб (Рыбина Е.А., 2009, с. 199-200).
Таким образом, знаки на таре связываются с торговой деятельностью. С.М. Зеленко, считает, что граффити это определенные обозначения, содержащие информацию о товаре. На некоторых сосудах множество символов, что, по мнению исследователя, указывает на неоднократное использование их в качестве тары (Зеленко С.М., 2000).
Вернемся к находкам с Увекского городища. На керамическом материале из раскопа 2011 г. дважды встречается Х-образный символ (рис. 1, 1; 1, 4). Х-образный знак (крест или косой крест) имеет много трактовок, часто его связывают с христианской символикой и обозначением церковной собственности (Романчук А.И., 1983, с. 70). На одной из маломерных амфор, в которой зафиксированы следы ладана, прочерчено граффити в виде креста (Зеленко С.М., 2000). Так же Х-образный символ мог обозначать букву «хи», которая не редко соседствует с другими буквами греческого алфавита на фрагментах тарной керамики, найденной на территории средневекового Херсонеса (Романчук А.И., 1983, с. 70). Во многих погребениях могильника Мамай-Сурка обнаружены фрагменты стенок красноглиняных сосудов с прочерченным х-образным символом (Ельников М.В., 2001, с. 40, 91, 107, 120). В данном случае граффити могло иметь сакральное значение. Этот знак является одним их наиболее распространенных изображений на средневековых амфорах, возможно, это связано не только с его символическим или буквенным значением, но и с простотой его построения.
В Причерноморье встречаются аналоги символу В-образной формы (рис. 1, 3) прочерченному на целой ручке из раскопа 2011 г. на Увекском городище. Подобный знак встречается на амфорах из бухты Судак-Лимен (Зеленко С.М., 2000). Граффити в виде греческих букв «В» и «А» зафиксировано на амфоре и кувшине, датированных X-XI вв., из Партенита (Крым) и связывается автором публикации с изображениями на византийских монетах этого периода (Паршина Е.А., 2002, с. 97-98). Символ В-образной формы широко представлен на фрагментах привозной керамики в Саркеле и на Таманском городище, как одиночно, так и в сочетании с другими знаками. В.Е. Флерова относит его к буквенным символам и трактует как букву кириллицы либо греческого алфавита (Флерова Е.В., 1997, с. 73). На некоторых фрагментах наблюдается зеркальное переворачивание знаков, в т.ч. символа В-образной формы. Это можно объяснить тем, что символом пользовались не только греческие и славянские купцы, но и торговцы других национальностей. Буква отождествлялась со знаком «коммерческого языка», который использовало купечество при транспортировке, продаже и перепродажи товаров, привозимых в амфорах (Флерова Е.В., 1997, с. 80).
Итак, данный символ может иметь несколько значений, вероятно, связанных с торговой деятельностью. Знак В-образной формы (рис. 1, 3), относительно других граффити на керамике с Увека, прочерчен четко и легко заметен. Это позволяет предположить, что он мог выполнять функцию знака собственности торговца. Как было замечено выше, купеческие марки ставились на видном месте, чтобы можно было легко опознавать товар. Другие символы на этой ручке (рис. 1, 2; 1, 4) могли выполнять функцию дополнительных марок и характеризовать непосредственно содержимое тары. Кроме того, наличие нескольких изображений на одной ручке может быть связано с многоразовым использованием торговцами данного сосуда в качестве тары.
В ходе раскопок 2011 г. в помещении (предположительно подвал крупного здания) были зафиксированы фрагменты различных тарных сосудов – нескольких видов амфор и хумчей. Граффити обнаружено только на фрагментах трапезундских амфор. Трапезундская империя была крупнейшим поставщиком вина, которое поставлялось в амфорах. На обнаруженных в подвале амфорах присутствуют следы горения и потеков горевшей жидкости, возможно, вина. Рядом находились трапезундские амфоры с просом, т.е. тара использовалась вторично.
Наличие знаков только на амфорах одного типа позволяет предположить, что знаки были нанесены на сосуды до их попадания в исследованное помещение. Возможно, данные граффити – это символы «коммерческого языка» и торговых традиций, бытовавших в Трапезундской империи и в Золотой Орде. Если рассматривать их как купеческие марки, аналогичные ганзейским, обращает на себя внимание тот факт, что большинство граффити весьма невыразительные, некоторые расположены в нижней части ручек, их трудно заметить сразу.
Возможно, неприметные знаки ставились для того, чтобы их мог увидеть конкретный человек (торговец) и установить по ним, какой товар находится в таре, какого он качества и куда должен быть доставлен. Расположение на одной ручке амфоры одновременно трех разных знаков (рис. 1, 2-4) различных размеров и в разных ее частях, возможно, содержит многоплановую информацию. Например, о торговце, товаре и его качестве. Вероятно, более конкретно можно будет говорить о значении данных граффити, когда сосуды будут собраны полностью и появится возможность изучить изображения на их туловах.
Литература
Дмитренко М.В. Итоги археологических исследований в г. Азове по ул. Ленинградской, 67 в 2004 году // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. Азов, 2006. Вып. 21.
Ельников М.В. Средневековый могильник Мамай- Сурка (по материалам исследований 1989-1992 гг.). Запорожье, 2001. Т. I.
Зеленко С.М. Итоги исследований подв-археол. экспедиции Киевского университета имени Тараса Шевченко на Черном море в 1997-99 гг. // Восточноевропейский Археологический журнал № 3-4 (май-июнь 2000): интернет издание сайта http://archaeology.kiev.ua
Коваль В.Ю. Керамика Востока на Руси IX-XVII века. М., 2010.
Масловский А.Н. Археологические исследования в городе Азове и Азовском р-не в 2005 году // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2005 году. Азов, 2006а. Вып. 22.
Масловский А.Н. Керамический комплекс Азака. Краткая характеристика // Историко–археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. Азов, 2006б. Вып. 21.
Масловский А.Н. Археологические исследования в городе Азове и Азовском р-не в 2007-2008 годах // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2007-2008 гг. 24. Азов, 2010. Вып.
Паршина Е.А. Древний Партенит (по материалам раскопок 1985-1988 гг.) // Алушта и Алуштинский регион с древнейших времен до наших дней. Киев. 2002.
Пигарев Е.М. Знаки на керамике Селитренного городища // Нижневолжский археологический вестник. Волгоград, 2006. Вып. 8.
Полубояринова М.Д. Знаки на золотоордынской керамике // Средневековые древности евразийских степей. М., 1980.
Романчук А.И. Граффити на средневековых амфорах из портового района Херсонеса // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1983. Вып. 20.
Рыбина Е.А. Новгород и Ганза. М., 2009.
Смирнов К.А. Святилище в урочище Ага-Базар // МИА. 1958. № 61.
Федоров-Давыдов Г.А., Вайнер И.С., Гусева Т.В. Исследования трех усадеб в восточном пригороде Нового Сарая (Царевского городища) // Города Поволжья в Средние века. М., 1974.
Флерова Е.В. Граффити Хазарии. М., 1997.
Хованская О.С. Гончарное дело города Болгара // МИА. 1954. № 42.
Широченко Э.Б. Археологические исследования в городе Азове в 2008 году // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2007-2008 гг. Азов, 2010. Вып. 24.
[1] Граффити (от итал. graffito — царапать) – древние надписи на посуде и предметах домашнего обихода, стенах домов и т.д. Содержание их разное: имя владельца, посвящение, имя божества или его аббревиатура, название содержимого в амфорах и пифосах, цифровые отметки (объем, вес, цена). Надписи аналогичного содержания, выполненные краской, преимущественно на амфорах, называются дипинто (от итал. dipingere – писать красками).
Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 10. 2012. К оглавлению