Культура возниц

В 2020 году археологической экспедицией АНО НИЦ был исследован большой курган около станицы Новотитаровская в Краснодарском крае. Среди многочисленных и разновременных погребений выделялись несколько погребальных комплексов бронзового века с повозками. Всего были обнаружены остатки 4 повозок, что свидетельствует о широком распространении колесного транспорта в эту эпоху.
В начале бронзового века, в III тысячелетии до н.э., степные и предгорные районы Приазовья и Северного Кавказа занимали племена кочевников-скотоводов. Принятая в археологической науке классификация древних народов относит их к большому конгломерату культурно-исторического общества раннебронзового века, которое занимало огромную территорию от Урала до Дуная.

Колесо повозки бронзового века из кургана у станицы Новотитаровская

Природные и климатические особенности каждого региона накладывали свой отпечаток на отдельные группы племен, которые проявлялся в образе жизни, формах сосудов, орудий труда, украшений, погребального обряда и т.д. Эти отличия дают возможность выделить отдельные локальные варианты культурно-исторической общности в археологическую культуру.
По этому принципу была выделена новотитаровская археологическая культура, чьи памятники были впервые исследованы около станицы Новотитаровская в Краснодарском крае.
Главной отличительной чертой этой культуры было широкое использование четырехколесных повозок, которые часто археологи обнаруживают в погребениях. Их можно уверенно назвать культурой возниц. Всего было зафиксированы находки более 160 повозок или деталей от них в погребениях новотитаровской культуры. Видимо специфика условий обитания превратила 4-х колесные повозки в необходимый элемент жизни новотитаровцев.
Новотитаровская археологическая культура ‑ это группа племен Северного Кавказа, Прикубанья и Приазовья XXVI-XXII вв. до н.э. Их основном занятием было полукочевое скотоводство, охота и, возможно, примитивное земледелие. Новотитаровцы умели изготавливать керамическую посуду, выплавлять бронзу, обрабатывать камень и кость. Они вели достаточно подвижный образ жизни, постоянно перемещаясь по относительно небольшой территории в зависимости от истощения пастбищ и времени года. Границами этих кочевий были река Кубань, побережье Азовского моря и степи Прикаспия.
Для того образа жизни новотитаровцам требовался транспорт для перевозки имущества и мобильные жилища. Таким средством передвижением и проживания стали небольшие повозки.

Остатки колеса от повозки из кургана у станицы Новотитаровская

Это были четырехколесные повозки с дышлом, изготовленные полностью из дерева, без каких-либо металлических деталей. Конструкция таких повозок, с одной стороны, простая, например, оси колес были неподвижны и намертво закреплялись на кузове, а сами колеса были были сплошные и сделаны из толстых досок, диаметром 0,6-0,75 м. Длина такой повозки равнялась 2-2,5 метра при ширине 1,2 метра.
С другой стороны ‑ эти повозки имели специальное место для возницы, огороженное специальными перилами, площадку для установки юрты или полукруглого навеса, покрытую тростниковыми матами, а также длинное дышло с рамой, которая играла роль хомута для тягловых животных.
Повозку везли волы или быки, и хотя она была тяжелой и неповоротливой, это был настоящий дом на колесах, удобный для часто смены места жительства.
Транспорт стал очень важным элементом жизни новотитаровской культуры, поэтому, когда сородич умирал, рядом с могилой часто помещали повозку или ее часть. Иногда повозки располагали так, что они становились перекрытием самой могилы, т.е. своеобразной крышей. В других случаях в погребение помещали уже разобранную повозку, тогда колеса обычно лежали по углам могильной ямы.
Вероятно у новотитаровцев сложилась традиция и особое мировоззрение, в которых повозке отводилась особая роль в жизни и смерти: человек передвигался (жил) на повозке в течении жизни, а потом на ней, вернее ‑ с ней, отправлялся в своей последний путь. Таким образом, повозка оказывалась вместе с владельцем в загробном мире, где выполняла те же функции: быть средством передвижения и домом. В детские могилы помещали скорее модели повозок, т.е. сделанные из дерева небольшие ‑ ненастоящие ‑ повозки. Не исключено, что повозки сопровождали в иной мир именно своих владельцев, которым без них было не обойтись.

Племена возниц ‑ новотитаровская археологическая культуры ‑ стала ступенью в развитии нового вида передвижения. И, хотя они не были изобретателями колеса и повозки, новотитаровцы впервые широко использовали колесный транспорт в своей жизни.


Опубликовано

в

от

Метки: