В марте 2021 года экспедицией ЦРСП в Славянском районе Краснодарского края под руководством Д.А. Карпова и Н.Ф. Шевченко проводились работы по археологическому исследованию кургана. Этот погребальный памятник оказался в зоне реконструкции автомобильных дорог, трассы А-289 Краснодар ‑ Славянск-на-Кубани ‑ Темрюк и А-290 Новороссийск ‑ Керчь.
В раскопанной курганной насыпи были исследованы 8 погребений и шесть объектов, которые были следами богатой тризны, связанных с впускным погребением раннего железного века. По итогам работ было определено, что этот памятник археологии использовался для захоронений от эпохи ранней бронзы до позднего средневековья. В ХХ в. насыпь кургана была использована для устройства окопов во время Великой Отечественной войны, о чем свидетельствуют их следы и остатки военного снаряжения того же времени.
Изначально курган был сооружен в эпоху бронзы и его основное погребение, как говорят археологи ‑ «хозяин», относился к раннему этапу Новотитаровской археологической культуры (около XXVII-XXV вв. до н.э.).
Для этой культуры характерен полукочевой скотоводческий образ жизни с некоторыми элементами примитивного земледелия. Самой известной ее особенностью является широкое использование повозок в погребальном обряде. Но в нашем случае, повозка в погребении отсутствовала, а само захоронение оказалось сильно разрушенным более поздней могилой.
Несколько позднее в насыпи кургана устроили еще несколько захоронений той же эпохи. Еще два погребения были сделаны примерно во II в. до н.э. и относятся к сарматам, т.е. кочевому народу раннего железного века. А самым последним погребением было средневековое половецкое, датируемое первой половиной XIII в.
Если почти во всех погребениях бронзового времени с умершим не положили никакого погребального инвентаря, кроме одного лепного горшка, то в сарматских и половецком погребениях было сделано много разнообразных находок: керамические сосуды, предметы вооружения, украшения. Самым богатым оказалось сарматское погребение-кенотаф и сопровождающая его тризна. Кенотаф ‑ это символическое погребение без тела самого умершего. Обычно такой погребальный обряд совершается, если тело человека не сохранилось по каким-то причинам или он погиб на чужбине и нет возможности его похоронить по-настоящему.
В кургане № 3, в могиле-кенотафе, не было найдено ни костей человека, ни погребального инвентаря, зато вокруг было сделано 6 захоронений-приношений умершему. Среди них были керамические чаша, кружка, миска, унгвентарий (дорожный сосуд для благовоний), кувшин, несколько лепных сосудов и курильница, бронзовые зеркало, два перстня, железные нож, наконечники стрел, бусина из пастового стекла.
Погребальный инвентарь второго сарматского погребения был существенно скромнее: бронзовая пряжка, железный крючок от колчана, кувшин и железные наконечники стрел. Зато у половецкого воина в могиле были обнаружены железная сабля, шлем, кольчуга и накладные бронзовые пластины для нее, пряжка, железные наконечники стрел и нож.
Наличие в одном кургане нескольких погребений, а иногда до нескольких десятков и даже сотен, относящимся к разных культура и разным историческим эпохам, не редкость. Под насыпью могут скрываться останки людей, которых разделяют несколько тысячелетий. Таким памятником в память об усопших почти в течении 5000 лет и был исследованный курган № 3.