Курган 4 из могильника Широкий Карамыш 2.

Курган  4  из  могильника  Широкий  Карамыш  2,  исследованный  в  2003  году В.В.Тихоновым, также является одним из наиболее ярких комплексов переходного периода от средней к поздней бронзе на территории Саратовского Правобережья по южной кромке лесостепи (Дремов И.И., Тихонов В.В., 2004, с. 114-119; Дремов И.И., Тихонов В.В., Тупалов И.В., 2005, с. 20-35). Сам могильник занимает высокую надпойменную террасу левого берега р.Карамыш, левого притока р.Медведицы (донской речной бассейн). Из 10 погребений этого кургана 9 относятся к эпохе бронзы и сочетают признаки доно-волжской абашевской и катакомбной культур. Эти погребения образуют единый культурный комплекс, располагаются в центре кургана, в прерывистом рву и сопровождаются четырьмя тризнами.

Керамика средней бронзы, украшенная горизонтальной елочкой, выполненной гребенчатыми штампами, широко распространена в Нижнем Поволжье. Например, керамика, орнаментированная горизонтальной елочкой, известна в территориально близких курганных могильниках Усть-Курдюм I-3 (Лопатин В.А., Якубовский Г.Л., 1993, с. 137-158) и грунтовых могильниках Белогорское I, II (Дремов И.И., с. 98-118). Полная сводка близких по орнаменту и формам катакомбных сосудов приведена в работе А.В.Кияшко, который также указывает на близкие формы и орнаменты в потаповской керамике (Кияшко А.В., 2002, рис. 103-110, 111, 7, 8, 11). Из последних исследований наибольшие аналогии обнаруживаются с одним из сосудов среднедонской катакомбной культуры в могильнике Ольховка I (к. 5, п. 2) на р.Иловле (Сергацков И.В., Скрипкин А.С., Коробкова Е.А., Яворская Л.В., 2006, с. 229, рис. 16, 3).

Кроме сосуда с елочным орнаментом в погребении 9 кургана 4 могильника Широкий Карамыш 2 было найдено еще 3 сосуда. Маленький, слегка подострореберный сосудик, украшенный двумя тройными зигзагами, образующими ромбы, имел орнаментированную крышку с двумя отверстиями (рис. 85, 3). Традиция изготовления подобной посуды восходит к доно-волжской абашевской культуре. С этой же культурой связаны и остальные два сосуда. Один имел подколоколовидную форму, отогнутый венчик с внутренним ребром, примесь толченой ракушки в тесте глины и был украшен четырьмя глубокими прочерченными линиями по венчику и плечику (рис. 85, 2). Второй сосуд не орнаментирован, также имеет примесь толченой раковины в тесте глины, отогнутый венчик и внутреннее ребро (рис. 85, 7). Причем абашевские черты здесь проявляются уже в некоторой степени меньше, чем в Дубовом Гае.

Еще два предмета из бронзы – нож с намечающимся перекрестьем и круглая височная подвеска в полтора оборота (рис. 85, 4, 5) – также относятся к весьма ранним типам и являются обычными находками на финальном этапе средней бронзы как в абашевских, так и местных катакомбных комплексах

К сожалению, погребение 9 из кургана 4 было сильно разрушено землероями, in situ сохранились только длинные кости ног, по которым устанавливается, что умерший был положен на левый бок, слабо скорченно, головой, вероятнее всего, на северосеверо-восток. Из остальных погребений эпохи бронзы, составлявших единый комплекс, не разрушено только погребение 10. Здесь, как и в погребении 9, были остатки жертвенной пищи – длинные кости барана. Другой инвентарь отсутствовал. Умерший был положен скорченно, на левом боку, головой на восток. Руки вытянуты вдоль туловища, кисти рук находились между бедренных костей. Не вызывает сомнение катакомбная принадлежность данной позы. Керамика остальных погребений имеет абашевский облик, наиболее ярко это видно по острореберному сосудику из погребения 6 (рис. 85, 6), но в одной из четырех тризн есть типично катакомбный сосуд, украшенный в верхней трети наколами и горизонтальной елочкой по всей остальной площади тулова (рис. 85, 8).

Таким образом, данный курган следует считать одним из наиболее ранних свидетельств контактов, вероятно, пришлого абашевского населения и местного позднекатакомбного. Здесь нет еще ни одного культурного признака, который мы могли бы связать с ранним покровским этапом срубной культуры, как это, например, наблюдается в комплексах могильника Золотая Гора, расположенного всего в двух десятках километров восточнее. Здесь нет характерной для срубной культуры позы погребенного, а керамика, вырванная из комплекса кургана, может быть охарактеризована как абашевская и катакомбная.

О сохранении катакомбных черт в керамике срубной культуры уже писалось неоднократно (Пятых Г.Г., 1990, с. 114-115; Пятых Г.Г., 1994, с. 16; Юдин А.И. и др., 1996, с. 125). В 2007 году на южной окраине лесостепи Правобережья Волги были исследованы три кургана у с.Мокрое, в материалах которых также есть свидетельства катакомбного культурного наследия, несмотря на несколько более поздний возраст погребений (Юдин А.И., 2008в, с. 48-69).

Археологические памятники Саратовского Правобережья: от ранней бронзы до средневековья. К оглавлению.