В октябре 2020 г. археологическая экспедиция под руководством кандидата исторических наук С.А. Курочкиной и археолога Д.Г. Баринова произвела спасательные археологические раскопки почтовой станции «Побочная» в Саратовском районе, около железнодорожной станции Буркин. По территории памятника вскоре должна пройти железная дорога, западный обход Саратова, поэтому было необходимо исследовать часть поселения, которая попадала в зону строительства.
В ходе раскопок были обнаружены землянка, хозяйственные ямы (или погреба), остатки фундамента постройки из белого камня и многое другое. Больше всего находок оказалось именно из этих объектов. В основном это были монеты (в том числе клад из 44 монет 1874-1916 гг.), фрагменты стеклянных изделий (винные и пивные бутылки, аптекарские флаконы), фарфор, осколки керамических сосудов, различны железные предметы (гвозди, ножи, топор), кости животных.
Так как это была почтовая станция, для обеспечения быстрой доставки корреспонденции здесь содержалось не меньше десятка лошадей. Поэтому много находок связана с лошадьми, в основном элементы конской упряжи – пряжки, удила, подковы, колокольчики. В целом, все находки ‑ второй половины XVIII ‑ начала XX вв., характерны для почтовых станций Российской империи этого времени.
Стоит отметить, что раскопки коснулись только небольшой части поселения, его южной окраины, а основная часть памятника осталась не исследованной, так как находится за пределами стройки.
Обнаруженные находки подтверждают сведения, полученные из письменных источников, и позволяют дополнить историю небольшого поселения около почтовой станции у некогда оживленного Астраханского тракта.
Судя по сделанным находкам, станция Побочная возникла около 1771 г., но скорее всего, она появилась еще при Петре I. Возможно, на месте будущей почтовой станции еще с конца XVII в. существовал одинокий хутор (умет), небольшой постоялый двор или ямская станция. Когда молодой царь готовился сначала к Азовскому походу 1695 г., а потом к Персидскому, началось формирование государственной постоянной почтовой дороги Москва-Астрахань и почтовых дворов – «подстав» ‑ на ней.
Так появился «Астраханский почтовый тракт». По дороге располагались почтовые дворы и почтовые «подставы», на которых должны быть офицер, унтер-офицер или солдат и по 12 лошадей. Перевозку почты в основном осуществляли казаки.
Переустройство почтовых станов, как и всей почтовой службы, началось в 1765 г. по Указу Императрицы Екатерины II. От Царицына (Волгограда) до Саратова теперь должно было располагаться 12 станций, по 4 почтальона и 8 лошадей на каждой. В Саратове – почтмейстер, 14 почтальонов и 28 лошадей.
В Саратовской губернии начались работы по строительству больших дорог (в том числе и Астраханского тракта), вдоль всего тракта были поставлены верстовые столбы, а через определенные расстояния на тракте были поставлены почтовые станции.
Интересно, что почтовые дороги в большинстве случаев проходили в стороне от большинства селений, а почтовые станции оказывались одиноко стоящими на дороге. Нередко при них возникали постоялые дворы, а иногда и небольшие поселения или хутора (уметы). Одним из таких поселений стала станция Побочная, или, как ее указывали на картах Российской империи, «Побочинский (Побочный) умет».
Конец истории почтовой станции во второй половине XIX в. положило строительство железных дорог, которые обеспечили быструю перевозку грузов и скота, и торговое значение Астраханского тракта упало. Были упразднены конно-почтовые станции, закрылись постоялые дворы. Тракт стал обычной проезжей дорогой.
Последним упоминанием на картах бывшей почтовой станции является карта 1923 г., где она еще отмечена по старому названию «Почтовая станция Побочная». Скорее всего, в эпоху НЭПа территория бывшей почтовой станции опустела, да и сам тракт перестал функционировать. Так закончилась история маленькой почтовой станции у большой дороге.