Определение этнической и конфессиональной принадлежности населения, оставившего Ивановский некрополь, весьма затруднительно. Данная территория исторически входила в государственное образование Золотая Орда, где ислам получил распространение с XIV в. В Саратовской области, в непосредственной близости от Ивановского некрополя, выявлено несколько могильников золотоордынского времени, а в 16 км к северо-востоку расположен город Увек с богатыми склепами и мавзолеями (Недашковский Л.Ф., 2000, с. 133-143). Анализируя материалы этих могильников, Л.Ф.Недашковский определил северо-западную, западную и юго-западную ориентировки погребенных, как наиболее характерные обрядовые черты, присущие основной части городского мусульманского населения Золотой Орды. В большинстве таких погребений были зафиксированы гробы из древесины (Недашковский Л.Ф., 2000, с. 142). Автором отмечено также заметное разнообразие положения рук погребенных. В подавляющем большинстве погребений череп лежал на правой стороне, что, в сочетании с положением костяка, недвусмысленно указывает на соблюдение мусульманских традиций в погребальной обрядности. У погребенных на Ивановском могильнике каких-либо признаков доворота умерших на правый бок с характерным расположением рук не прослежено. Положения черепа на правой или левой стороне распределяются здесь в равных соотношениях.
Д.В.Васильев в своей работе «Ислам в Золотой Орде» детально рассмотрев все элементы мусульманской погребальной обрядности, отметил, что «…положение погребенного вытянуто на спине, в целом, связано с курганным обрядом захоронения и домусульманскими погребальными традициями…» (Васильев Д.В., 2007, с. 122). Положения рук у погребенных на Ивановском могильнике указывают на присутствие, как домусульманских, так и христианских черт обрядности (руки вытянуты вдоль тела, лежат на животе или на груди, или скрещены на животе или груди) (там же, 2007, с. 126127). Наиболее близкими по признакам «положение тела» и «положение рук» могильнику у разъезда Ивановский являются погребения, исследованные на Водянском городище (Егоров В.Л., Полубояринова М.Д., 1974, с. 39-79; Полубояринова М.Д., 1978, с. 76-79).
На проникновение ислама в среду населения, оставившего могильник у разъезда Ивановский, косвенно могут указывать признаки пеленания рук (положение рук на животе или груди) и ног (сведение ног в коленях и ступнях).
На сохранение языческих пережитков в обрядности Ивановского некрополя указывает присутствие углей в заполнении могил, у ног или среди костей скелета.
Таким образом, несмотря на определенное сходство погребального обряда Ивановского могильника с золотоордынскими и древнерусскими средневековыми некрополями Нижнего Поволжья, окончательное решение вопроса о конфессиональной принадлежности погребенных остается открытым.
На неоднородность этнического состава местного населения указывают керамические материалы тризн, погребальный инвентарь и отдельные элементы гробовых конструкций. Сохранившиеся части гробов (узлы сочленения досок), которые удалось проследить в Ивановском, очень похожи на конструкции из захоронений, исследованных автором в 1993 г. в могильнике Нижняя Студенка I и К. Ю. Моржериным в 1994 г. в некрополе средневекового Мартышкино (Четвериков С.И., 1994, с. 157-158; Моржерин К.Ю., 1994). Здесь короткие торцевые детали вставлялись в пазы, вырезанные на некотором расстоянии от окончаний продольных досок. Антропологическое определение костных останков могильника Нижняя Студенка I показало сходство с группами сельского населения Волжской Булгарии раннего периода, с массивами финно-угорского населения региона и определенную близость с отдельными славянскими сериями домонгольского периода (Евтеев А.А., 2007, с. 221-237).
Красноглиняная золотоордынская керамика (в т.ч. с ангобом), а также сероглиняные древнерусские сосуды, выявленные в тризнах примерно в одинаковых соотношениях, аналогичны керамическим материалам многих поселенческих и городских памятников, как со смешанным населением, так и чисто древнерусским, на обширной территории Нижнего Поволжья и Дона (Федоров-Давыдов Г.А., 1994, 2001; Полубояринова М.Д., 1978; Касанкин Г.И., 1991; он же, 1994, он же 1997; Хреков А.А., 1994).
Древнерусская керамика из тризн Ивановского могильника имеет заметное сходство с посудой Водянского городища (типы IV, V, XI) (Полубояринова М.Д., 1978, с. 92), поселения у с. Березовка (тип I и VI, там же, с. 105-108), Наровчата (там же, с. 119), поселения у с. Подгорное Энгельсского района Саратовской области (Касанкин Г.И., 1991) и поселений лесостепного Прихоперья (тип 1) (Хреков А.А., 1994). Хронологически весь керамический материал из тризн могильника относится к концу XIII-XIV вв.
Большой интерес вызывают фрагменты грубой лепной посуды, обнаруженные в тризне над погребениями № 9-11, 14, 24, 30 (родовой участок «Е»). Интерпретировать эту керамику в культурно-хронологическом отношении пока не удалось по причине отсутствия прямых аналогий. По форме и технологии изготовления она близка финноугорской традиции, хотя своеобразная защипная орнаментация не вполне вписывается в типологию указанного комплекса. Концентрация этой керамики только над определенными погребениями позволяет, тем не менее, предполагать, что на данном участке могли быть захоронены представители компактной финно-угорской группы местного населения.
Погребальный инвентарь, выявленный непосредственно в захоронениях Ивановского могильника, также различается по своему культурному происхождению, хотя нередко как сквозные категории проходит на обширных пространствах территории, называемой в средневековье Дешт-и-Кипчак. Инвентарь находит широкие аналогии на памятниках Нижнего Поволжья, Предкавказья, Волжской Булгарии, в кочевнических и древнемордовских погребальных комплексах. Весьма значим факт обнаружения в п. № 30 целого древнерусского сосуда, что само по себе – явление крайне редкое и свидетельствующее, скорее всего, о явной задержке языческих комплексов в мировоззрении отдельных групп нижневолжского населения. Хронологические рамки функционирования могильника соответствуют времени расцвета Золотой Орды (XIII-XIV вв.). Не противоречит такой датировке и керамический материал из тризн.
Грунтовой могильник, исследованный у разъезда Ивановский, чрезвычайно интересен с точки зрения уточнения этнокультурного и конфессионального состава населения, занимавшего Нижнее Поволжье в эпоху позднего средневековья. Материалы могильника указывают на его этническую неоднородность, что очевидно по составу керамики, обнаруженной в тризнах. Скорее всего, это было смешанное население, где были представлены славянские, финно-угорские и тюркские группы. Следует отметить, что средневековому населению Поволжья почти всегда свойственна антропологическая смешанность и это является отражением сложности и динамичности, происходивших здесь исторических процессов (Евтеев А. А., 2007, с. 224).
Несмотря на единообразие погребального обряда, присутствие отдельных языческих элементов, в Ивановском некрополе можно выделить некоторые признаки усиливающейся на территории Орды исламизации, а также продолжающегося влияния христианства.