Моржерин К.Ю. Царёвщинский мавзолей

Руины мавзолея находятся между селами Балтай и Царевщина Балтайского района Саратовской области (рис. 1), в 2 км к востоку от первого и в 3 км к северо-западу от второго. Памятник занимает небольшую возвышенность у края неширокой надпойменной террасы левого берега р. Кочелай, левого притока р. Алай.

В середине 1970-х годов остатки мавзолея были разрушены с использованием бульдозера местными жителями в кладоискательских целях. При осмотре автором в 1991 г. памятник представлял собой руины с бульдозерной ходкой по центру. Полностью была разрушена его северная часть. Здесь пролегала глубокая траншея бульдозерной ходки, и возвышались мощные отвалы, насыщенные строительными материалами – обожженным кирпичом и камнями фундамента.

Памятник имел задернованную округло-подпрямоугольную (?) насыпь с плоским верхом. Длина сохранившегося участка насыпи по линии северо-восток – юго-запад 16 м, при высоте 0,7 м от современной поверхности.

В 2000 и 2002 гг. автором проводились раскопки остатков мавзолея (Моржерин К.Ю., 2003; 2006). Несмотря на значительные разрушения, удалось установить, практически полностью, параметры здания и соотнести его с определенным типом культовых зданий эпохи средневековья. Сооружение имело прямоугольную форму. Длина его (по фундаменту) составила 14 м, ширина 9,1-9,3 м (сужается в северном направлении). Длинными сторонами сооружение ориентировано по линии северо-восток – юго-запад (рис. 2). Общая площадь мавзолея составляла около 134 м2.

Мавзолей содержал два смежных разновеликих помещения над единым и сплошным каменным фундаментом: собственно усыпальницу (гур-хану) с подземным склепом и место оплакивания (зиярат-хану), с южной стороны примыкающее к усыпальнице. Какой-либо перегородки между помещениями не зафиксировано. Размеры гур-ханы – длина 10,5 м, ширина 9,1-9,3 м. Размеры зиярат-ханы – длина 3,5 м, ширина 7,5 м.

Вход в постройку располагался с северной стороны. Портал был смещен в западном направлении относительно центральной оси здания. Это было вызвано наличием подземного коридора, ведущего в склеп. Северный край котлована коридора значительно выступал за внешний край портала. Каким образом была оформлена стена наземной части склепа, выходящей на фасад постройки, и составляла ли она какую-нибудь композицию с порталом, сказать затруднительно, поскольку аналогий не имеется. Таким образом, портал выступал на 1 м при ширине 2,5 м. Под порталом также залегал сплошной каменный фундамент. На западной стене, на стыке стен гур-ханы и зиярат-ханы, располагался дверной проём отдельного входа. Ширина проема в цоколе составила 0,5 м.

По периметру постройки фиксируется цоколь из щебня на глиняном растворе (рис. 3). Ширина его 0,4 м. По южной стене зиярат-ханы ширина цоколя составляет 1 м. Цоколь начинается с уровня погребенной почвы, высота его до 25 см. По всему внутреннему пространству зафиксирован ровный пол из глины, толщиной 2-3 см. Пол покрыт сверху слоем извести, толщиной до 2 см. Под полом выявлен фундамент, сложенный из крупных песчаниковых камней. Промежутки забутованы мелкими камнями, обломками кирпичей и залиты глиняным раствором. Мощность фундамента разная: под зиярат-ханой – 0,2-0,5 м (1-2 слоя камней), под гур-ханой – 0,5-0,8 м (2-4 слоя камней). Под фундаментом, на опочном щебне материка зафиксирован слой извести толщиной до 1 см. На ней залегал слой черной земли толщиной 1-2 см. Внешний край фундамента неровный, местами выгнут наружу. В обоих помещениях, в углах, обращенных на запад, в цоколе имеются неглубокие ниши-углубления.

Под гур-ханой размещался подземный склеп. Три широкие ниши и коридорообразный вход придавали залу крестообразную планировку. Склеп имел отдельный вход Г-образной формы с восточной стороны здания. Вниз вели ступени из кирпичей, переходящие в квадратную комнату и коридор склепа. Внешние размеры склепа – ширина в средней части 7,5 м, длина около 7 м, толщина стен 1,2 м. Внутренние параметры помещения – общая длина 5,1 м, при глубине ниш 2,35 м. Длина коридора 6 м, ширина 2,1-2,5 м. Пол склепа заглублен на 1,4 м относительно уровня пола усыпальницы. Пол коридора был несколько ниже уровня пола склепа. Стены и пол склепа сложены из целых кирпичей, скрепленных глиняным раствором (рис. 4; 5). Пол выложен в один слой кирпича. На полу склепа были найдены обломки алебастровых парусов и блоки штукатурки. Возможно, это указывает на сводчатый способ перекрытия подземной части сооружения.

При возведении мавзолея использовались целые и половины обожженных кирпичей. Зафиксированы следующие размеры целых кирпичей: 20,5 х 21 х 4,5 см, 21,5 х 21,5 х 4 см, 21,5 х 21,5 х 5 см, 22 х 22 х 4 см. Найдено также несколько узких (в половину целого) облицовочных кирпичей. Два таких кирпича зафиксированы на внешней стороне здания. У них скошенные верхние боковые грани (рис. 11, 1, 2). Имеется несколько кирпичей, на которых по сырой глине, до обжига проведены пальцем круг; диагональные или перекрещивающиеся линии; круг, разделенный перекрещивающимися линиями (рис. 11, 3, 4). На четырех кирпичах в глине отпечатались листья ольхи. На многих кирпичах сохранился слой известковой штукатурки толщиной 0,3-0,5 см. Вероятно, была оштукатурена внутренняя поверхность стен помещений, хотя на кирпичах стен склепа штукатурка не фиксировалась. Среди руин мавзолея не было встречено поливных изразцов.

На полу гур-ханы, ближе к стенам, выявлены остатки четырёх ступенчатых надгробий. Они расположены перпендикулярно длинным сторонам здания и ориентированы по линии северо-запад – юго-восток. Наиболее сохранились трехступенчая, высотой 0,17 м и шириной в основании 0,75 м, и четырехступенчая, высотой 0,22 м, шириной 1,55 м. Длина обоих полностью не зафиксирована. Под надгробиями погребений не было. Надгробия лишь обозначали погребения, находящиеся в подземном склепе. Остатки от трёх захоронений фиксировались только по древесному тлену от гробов на полу склепа (2 в южной нише и 1 в восточной). С некоторой долей условности можно отметить, что древесный тлен был ориентирован с северо-запада на юго-восток. В западной нише сохранилось разрушенное детское захоронение.

Фиксировались остатки дощатого гроба (рис. 6; 7). Длина гроба 1,2 м, ширина 0,37 м. Доски стенки гроба скреплены с дном железными гвоздями, по углам пластинчатые железные скобы. Рядом с гробом, параллельно ему, зафиксирована глиняная стенка. Длиной она 1,1 м, ширина основания 5 см, при сохранившейся высоте 4 см. Костяк находился в переотложенном состоянии. Черепом скелет был ориентирован на северо-запад. В районе спины, под костями, найдены три нашивки из золотой фольги с тисненым изображением шестилепестковой розетки (рис. 8, 2). Из них одна была целая, две другие разрезаны на четыре части. Диаметр нашивок 0,9 см. У края имеется два отверстия для пришивания. Среди костей, в районе таза найден скол кресального кремня (рис. 9, 10).

Около погребения найдены обрывки шерстяного савана красного цвета, шитого по краям бронзовыми нитями в виде S-овидных растительных побегов (рис. 8, 10). На полу, у гроба, найден кресальный кремень (рис. 9, 11).

При разборке бульдозерных отвалов и кирпичных завалов в склепе обнаружены кости разрушенных взрослых и детского скелетов. Там же найдены остатки от поминальных тризн. Они включали в себя обломки глиняной посуды и кости животных. Тризна из костей ноги мелкого рогатого скота была обнаружена на северо-западном углу здания, вплотную к внешней стороне фундамента.

Из найденной керамики можно отметить следующие фрагменты. Верх красноглиняного гончарного кувшина с желобчатым сливом (рис. 9, 1). По плечу прочерчены горизонтальные линии. Обжиг черепка слабый, слоится, в примеси песок и органика. Два верха красноглиняных гончарных сосудов с рядом наклонных оттисков двузубчатого штампа и прочерченных горизонтальных линий (рис. 9, 2, 3). Черепок обеих фрагментов плотный, примесь – песок. Ручка красноглиняного кувшина, овальная в сечении (рис. 9, 4), с линейным продольным лощением. Черепок плотный, примесь – песок. Венчик лепного горшка мордовского облика с коротким отогнутым краем (рис. 9, 5). Черепок горшка плотный серо-черного цвета, в примеси шамот и песок. Дно сероглиняного гончарного тонкостенного сосуда, с клеймом в виде креста в круге (рис. 9, 12). Вероятно, что этот сосуд попал в мавзолей в постордынское время.

В большом количестве найдены кости мелкого и крупного рогатого скота (в основном грудного отдела и конечностей), череп лошади, разрубленный вдоль, кости рыбы и скорлупа лесных орехов.

В переотложенном состоянии, в заполнении и на дне склепа Царевщинского мавзолея, найден целый ряд предметов.

Серьга в виде вопросительного знака из золотой проволоки (рис. 8, 1)[1]. Нижняя половина стержня обвита тонкой золотой проволокой. На конце стержня одета крупная жемчужина, придерживаемая концом проволоки. Длина украшения 6 см, толщина проволоки 0,2 см. В центральной части склепа и у южной ниши найдено несколько украшений из сердолика и стекла. Перстень сердоликовый с плоским прямоугольным щитком (рис. 8, 3), на котором выгравирована трехстрочная арабская надпись. Она прочитана О.Г. Большаковым – «Аллах/ любовь/ благожелательность (благосклонность)». Дужка перстня подтрапециевидная в сечении. От щитка до середины дужки боковые скосы с выемками, снизу у дужки выделенный овальный плоский выступ с тремя парами мелких овальных углублений. Размер перстня 2,5 х 2,6 х 1,1 см. Внутренний диаметр 1,7 см.

Четыре бусы из сердолика и стекла. Битрапециевидная уплощенная сердоликовая буса (рис. 8, 4), диаметром 1,8 см. Битрапециевидная из полупрозрачного желтого стекла (рис. 8, 5), диаметром 1,6 см. Кольцевая прозрачная из синего стекла (рис. 8, 6), диаметром 0,9 см. Короткоцилиндрическая буса из непрозрачного синего стекла с навитой белой волной (рис. 8, 7), диаметром 0,7 см.

Несколько металлических предметов, целых и в обломках. Пряжка овальнорамчатая бронзовая с остатками позолоты (рис. 8, 8). Рамка с двумя выступами на концах, куда вставлен стержень шарнира. В сечении она плоская, нижний край выступающий. Поверхность рамки с двумя продольными линиями, проточенными мелким напильником. Язычок клювовидный, прогнутый у стержня, слегка выступающий за передний край рамки. Размер пряжки 3,2 х 3,2 см. Обойма с кольцом медные (рис. 8, 9). Обойма узкая, один конец с двумя продольными штампованными желобчатыми линиями загнут кольцом. В него продето проволочное кольцо с сомкнутыми концами. В средней части обоймы имеется отверстие для крепления. На кольце сохранились следы серебрения. Размер обоймы 1,4 х 0,4 — 0,7 см, диаметр кольца 1,4 см, толщина проволоки 0,2 см. В обломках найдено несколько железные изделия. Часть калачевидного кресала (рис. 9, 7) овального в сечении, с внутренним выступом в середине. Фрагмент лезвия ножа с черешком (рис. 9, 6), при переходе лезвия к черешку имеется упор. Предмет когтевидной формы (рис. 9, 8) с ровным основанием ромбической формы. Длина его 2,6 см, ширина основания 1,8 х 1,6 см. Часть пластинчатой накладки (рис. 9, 9) с овальным окончанием. Сохранившаяся длина 1,7 см, ширина 0,8 и 1,6 см.

Найдено большое количество обломков железных гвоздей и угловых скоб от гробов. Гвозди (рис. 10, 1-4) квадратные в сечении, на конце заострены. Длина наименьшего 3,5 см, наибольшего более 6 см. Шляпка имеет полушарную форму или отогнута в сторону и сплющена. Угловые скобы (рис. 10, 5-9) на пластинах, согнутых углом в средней части или у конца. Концы оформлены разнообразно – в виде срезанных углов, закругленные, в виде вытянутого треугольника. На концах пробиты отверстия, в некоторых сохранились гвозди. Толщина пластин 0,2 — 0,5 см, ширина 1,5 — 2,5 см, полную длину установить не удалось.

 

Исследованный памятник средневекового монументального культового зодчества уникален в своем роде. Наличие сплошного каменного фундамента, двухуровневая усыпальница с надгробными ступенчатыми вымостками-мастабами на первом уровне и погребениями в подземном склепе, нарушение принципа центрально-осевой симметрии сооружения – вот отличительные характеристики мавзолея, остатки которого исследованы около с. Царевщины, на северо-западе Саратовской обл. Точной аналогии мавзолею не известно.

***

По планировке памятник можно отнести к 4 группе по классификации золотоордынских мавзолеев Г.А. Федорова-Давыдова – мавзолей с двумя камерами (Федоров-Давыдов Г.А., 1994, с. 71). По типологии, разработанной Д.В. Васильевым, рассмотренный мавзолей относится к группе Б, тип Б1-2 – мавзолей двухкамерный прямоугольный с узким порталом (Васильев Д.В., 2003).

Территориально, наиболее близкую аналогию внутреннего устройства усыпальницы (подземный склеп с отдельным вход с восточной стороны, с коридорообразным входом, наземное захоронение) мы находим среди культовых зданий Наровчатского городища (раскопки А.Е. Алиховой, 1960 г.). Подобный склеп, по планировке и размерам, имеется в северном помещении мавзолея 1. Автор раскопок датирует сооружение началом XV века, при этом отмечается его близость со склепами Азербайджана (Алихова А.Е., 1973, с. 230).

Возможно, распространение архитектурных традиций надмогильных сооружений шло в Золотую Орду через Северный Кавказ из Закавказья, с территории Азербайджана (Васильев Д.В., 2007, с. 26).

Подземные склепы в культовой архитектуре Азербайджана фиксируются уже в памятниках XII века. Среди азербайджанских построек можно отметить башенный мавзолей Момине-хатун в Нахичевани (1186 г.) с подземным склепом, башенный мавзолей в селении Хачин-Дорбатлы (1314 г.) с крестообразным в плане подземным склепом, мавзолей Карабаглар (XIV в.), где имеется подземное помещение склепа крестообразной формы со сводчатым перекрытием (Булатов М.С., 1988, с. 120, 136, 152). Подземные погребальные камеры имеются в маджарских мавзолеях (Зиливинская Э.Д., 2010, с. 57).

Традиция возведения кирпичных мавзолеев, в том числе и с подземными склепами, известна и в Казахстане и Средней Азии. В XII в. на территории Казахстана также появляются мавзолеи, погребения в которых устроены в склепах – небольших, перекрытых сводом, с лазом-дромосом со стороны входа (Байпаков К.М., 2012, с. 58).

Подземный склеп под гур-ханой с купольным сводом зафиксирован в мавзолее Кердери I (сер. XIV в.). В Туркестане, вблизи мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, расчищены остатки мавзолея, где под полом устроен склеп, к которому вел коридор-дромос и имелось купольное перекрытие (Байпаков К.М., 2012, с. 64). В среднеазиатских памятниках, таких как, мавзолей Туглу-Текин (конец XIV в.), в ансамбле Шах-и-зинда в Самарканде, имеется подземный склеп (Булатов М.С., 1988, с. 164).

Наличие сплошного каменного фундамента Царевщинского мавзолея выделяет его из известных мавзолеев. Такой строительный прием более характерен при сооружении минаретов. Использование камня при возведении культовых построек применялось армянскими и азербайджанскими мастерами (Зиливинская Э.Д., 2011, с. 45).

Использования камня в ленточном фундаменте стен зафиксированы в ряде поволжских мавзолеев – в мавзолее № 1 г. Мохши (Алихова А.Е., 1973, с. 229), в мавзолее Мечетного городища (Баллод Ф.В., 1923, с. 24), а также в мавзолеях Болгара (Аксенова Н.Д., 2001). Имеются такие мавзолеи и на Северном Кавказе (Зиливинская Э.Д., 2010).

Надгробные ступенчатые вымостки над погребениями зафиксированы в мавзолеях Увека (Кубанкин Д.А., 2006, с. 198, 201), Болгара (Аксенова Н.Д., 2001).

Кирпичи с орнаментом найдены в мавзолее на Мечетном городище (Баллод Ф.В., 1923, с. 26).

Находка фрагментов керамики, костей животных и рыбы, а также черепов лошадей зафиксирована при исследовании руин мавзолея Аулиеколь (XIV-XV вв.) на северо-востоке Казахстана (Байпаков К.М., 2012, с. 80).

Аналогии обнаруженным в Царевщинском мавзолее предметам находятся в целом ряде поселенческих и погребальных памятников золотоордынского времени.

Золотые серьги в виде вопросительного знака с жемчужиной имеются в составе Симферопольского клада (вторая пол. XIV в.) (Крамаровский М.Г., 2000, с. 305-306), среди находок на Красноярском городище (XIII-XIV вв.) (Крамаровский М.Г., 2005, с. 161, кат. 110, 112). Найдены они и в погребениях мавзолеев Увекского городища (Кубанкин Д.А., 2006, с. 198, 202). Есть серьги и в кочевнических погребениях золотоордынского времени, например, в курганном могильнике Вербовый Лог VIII, кург. 3, погр. 1 (Власкин М.В., Гармашов А.И., Науменко С.А., 2006, с. 64, рис. 13).

Сердоликовые перстни нередко встречаются в материалах золотоордынских городов. Так, М.Д. Полубояринова упоминает о 23 перстнях, найденных на Селитренном и Увекском городищах, в позднезолооордынских слоях Болгара (Полубояринова М.Д., 1991, с. 70-73). В Болгаре найден перстень, щиток которого украшен стилизованной нечитаемой арабской надписью (там же, с. 72). На Селитренном городище найден халцедоновый и костяные перстни с выгравированной арабской надписью «Аллах» (Галкин Л.Л., 1972, с. 360, 362). Отсюда же имеются вставки из сердолика и нефрита с арабскими надписями (Полубояринова М.Д., 1991, с. 76, 86).

Сердоликовые и стеклянные бусы довольно часто встречаются в погребениях, совершенных в мавзолеях (Алихова А.Е., 1973, с. 235; Аксенова Н.Д., 2001, с. 208, 214).

Пряжка, аналогичная найденной в мавзолее, имеется в составе поясного набора XIV в. Она найдена в Барбашинском могильнике средневековой мордвы, погр. 10, раскопки Б.А. Латынина 1935 г. (Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф., 2008, рис. 2, 1; 19, 1).

Железные пластинчатые скобы и уголки с ажурными концами для скрепления деревянных гробов отмечены в Каялыкских мавзолеях (Байпаков К.М., 2012, с. 59), в мавзолее Абат-Байтак (рубеж XIV-XV вв.) (там же, с. 69), в мавзолеях Болгара (Аксенова Н.Д., 2001, с. 213).

Мавзолеи, в которых устроено несколько захоронений, в том числе и детские, исследователи относят к семейным усыпальницам знатных фамилий (Баллод Ф.В., 1923, с. 26; Аксенова Н.Д., 2001, с. 205; Кубанкин Д.А., 2006, с. 200).

Практически во всех рассмотренных мавзолеях, во всех регионах Золотой Орды захоронения в мусульманских мавзолеях либо были совершены с отклонениями от мусульманской позы (что часто объясняется помещением покойного в гроб), либо сопровождались разнообразным погребальным инвентарём. И такая тенденция наблюдается не только на некрополях, удалённых от городских центров ислама, но и в городах. Можно сделать предположение, что захоронения в мавзолеях Золотой Орды принадлежали представителям высших сословий общества, которые по своему происхождению и социальному положению были связаны с кочевой степью и в силу дуализма социально-политического устройства государства были вынуждены принять ислам и часть времени проводить в перекочёвках, часть – в городах (Васильев Д.В., 2003).

В целом, исследованный мавзолей, при всём своём своеобразии, вписывается в типологию мусульманской культовой архитектуры. Двухкамерная прямоугольная постройка с порталом с северной стороны, за которым находится двухуровневая усыпальница с подземным склепом, с отдельным входом, и примыкающий к усыпальнице, с южной стороны, зал для совершения обрядов поминовения или поклонения. В зафиксированных остатках захоронений соблюдается общая западная ориентировка, что соответствует канонам мусульманского погребального обряда. Однако сильны пережитки доисламской погребальной обрядности – наличие сопровождающего инвентаря и присутствие следов поминальных обрядов.

По обнаруженным предметам сооружение мавзолея можно отнести к XIV – началу XV веков. По находке керамики постордынского времени в площади мавзолея, можно предположить, что он посещался и в позднем средневековье.

***

Полученные в ходе раскопок мавзолея находки хранятся в Балтайском районном краеведческом музее. Несколько кирпичей с мавзолея поступили в Саратовский областной музей краеведения.

 

Литература

Аксенова Н.Д. Археологическое изучение мавзолеев юго-восточной и южной частей города Болгара // Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство. М., 2001.

Алихова А.Е. Мавзолеи города Мохши-Наровчата // СА. 1973. №2.

Баллод Ф.В. Приволжские «Помпеи». М., Пг., 1923.

Байпаков К.М. Исламская археологическая архитектура и археология Казахстана. Алматы, 2012.

Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв. М., 1988.

Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации // УЗ АГУ. Астрахань, 2003.

Васильев Д.В. Мусульманский погребальный обряд в Золотой Орде. Астрахань, 2007.

Власкин М.В., Гармашов А.И., Науменко С.А. Погребальные комплексы золотоордынского времени в курганном могильнике Вербовый Лог VIII // Власкин М.В., Гармашов А.И., Доде З.В, Науменко С.А. Погребение знати золотоордынского времени в междуречье Дона и Сала. Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VI. М., 2006.

Галкин Л.Л. Перстни-амулеты с Селитренного городища // СА. 1972. № 3.

Зиливинская Э.Д. Золотоордынские мавзолеи Северного Кавказа // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2010. Вып. 3.

Зиливинская Э.Д. Очерки культового и гражданского зодчества Золотой Орды. Астрахань, 2011.

Кубанкин Д.А. Погребальные памятники Увекского городища // Археология Восточно-Европейской степи. Саратов, 2006. Вып. 4.

Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: джучидская сокровищница // Сокровища Золотой Орды. СПб, 2000.

Крамаровский М.Г. Золотая Орда как цивилизация // Золотая Орда. История и культура. СПб, 2005.

Моржерин К.Ю. Средневековый мавзолей у с. Царевщина // Краеведы и краеведение Поволжья в контексте общественного развития региона: история и современность. Материалы Х межрегиональных краеведческих чтений. Саратов, 2003.

Моржерин К.Ю. Мавзолей у с. Царевщины Саратовской области // Город и степь в контактной евро-азиатской зоне. III Международная научная конференция, посвященная 75-летию со дня рождения Г.А. Федорова-Давыдова (1931-2000). Тезисы докладов. М., 2006.

Полубояринова М.Д. Украшения из цветных камней Болгара и Золотой Орды. М., 1991.

Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. Саратов, 2008.

Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.

[1] Серьга найдена в 1970-х гг. при разрушении мавзолея бульдозером. Хранится в Балтайском краеведческом музее.

Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 12. 2014. К оглавлению