В 2009 г. в Саратовский областной музей краеведения жителем с. Максютово Пугачевского района Саратовской области М.М. Юсуповым было передано украшение, выполненное в полихромном стиле. По словам сдатчика, предмет был найден к северо-востоку от поселка Муравли, у р. Камелик, Шарифом Беляковым в 1992 г. Обстоятельства находки неизвестны.
Украшение представляет собой височную подвеску – колт (рис. 1) и выполнено из золота. Оно состоит из плоского щитка в виде неправильного овала, размером 5,7 х 4,15 см при толщине пластины 0,5 мм. К ребру щитка напаяна узкая ленточка, образующая с оборотной стороны невысокую закраинку. Ширина ленточки 4 мм. Она охватывает 2/3 окружности щитка. По всей длине ленты припаяны цилиндрические трубочки (сохранилось 14, несколько утрачено), свернутые из пластинки с валиком на концах. Высота и диаметр трубочки равны 4 мм. К свободному концу трубочки припаяна пирамидка из зерни. Стороны пирамидки равны 6 мм и сложены из 15 зерен диаметром 1,5 мм. На концах ленты сделаны петельки (с одного конца петелька утрачена) для подвешивания украшения к головному убору. Лицевая сторона колта инкрустирована вставками в напаянных гнездах овальной формы, выполненных из ленты. Пять вставок располагаются в виде косого креста. Две противолежащие вставки выполнены из янтаря, ещё две из граната. Одна вставка утрачена. Вокруг гнезд ободки из зерни. Промежутки между гнездами заполнены четырьмя равносторонними треугольниками из зерни. Каждый треугольник сложен из 15 зерен. Диаметр использованной зерни 1 мм. По краю щитка напаяны расплющенная проволока, шириной 1 мм, и ряд зерни.
В музей украшение поступило сломанное на две части, с некоторыми утратами.
Грани пирамидок потерты. На оборотной стороне щитка, нескольких трубочках и пирамидках заметно термическое воздействие.
Рассматриваемое украшение, по приемам декора, можно отнести к первой группе полихромных изделий гуннской эпохи, выделенной И.П. Засецкой. В основу классификации легли три ведущих признака: техника инкрустации, техника орнамента и характер декора. Первая группа характеризуется инкрустацией в отдельно напаянных гнездах и накладным орнаментом из проволоки или узкой гладкой пластинки и зерни. Декоративное оформление представлено лаконичными и строго организованными композициями, состоящими из сочетания вставок с повторяющимися комбинациями треугольников и окаймляющих предмет бордюров. Наиболее распространенными элементами орнамента являются различные сочетания равносторонних треугольников, заполняющих все свободное пространство между гнездами. Треугольники выложены из относительно мелких зернинок. Кроме того, в орнаментации изделий широко используются такие элементы орнамента, как «веревочка», «косичка», «елочка», сделанные преимущественно из проволоки, ободки из зерни вокруг гнезд, простые и сложные пирамидки, составленные из более крупной, чем треугольники, зерни. Зернь является основным изобразительным средством в декоре полихромных изделий первой группы и наряду со вставками играют главную роль в общей композиции. (Засецкая И.П., 1982, с.16).
Изделия первой группы сосредоточены в основном в степной полосе Северного Причерноморья и Крыма. Отдельные экземпляры происходят из комплексов Казахстана. Как вариант первой группы, можно рассматривать ряд находок, обнаруженных восточнее основного очага распространения украшений первой группы. Последние происходят из комплексов Нижнего Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Казахстана и Алтая (Засецкая И.П., 1982, с. 16). И.П. Засецкая приводит 5 пунктов находок колтов в южнорусских степях) и 7 изделий восточного происхождения (Засецкая И.П., 1994, с. 58, 59). Исследовательница отмечает, что отличие восточных украшений от северно-причерноморских наблюдается как в форме некоторых предметов, так и в технике и содержании орнамента. Так, вместо диска, характерного для височных подвесок Северного Причерноморья, в основе восточных украшений лежит лунница, у некоторых восточных колтов лучи лишены круглой головки, и трубочки заканчиваются непосредственно ажурными пирамидками из зерни (Засецкая И.П., 1982, с. 16). Колт, найденный у п. Муравли, – пока единственная находка такого украшения в Нижнем Поволжье. Он сочетает в себе как южные (овальный диск), так и восточные (трубочки заканчиваются непосредственно ажурными пирамидками из зерни) традиции декора.
Бесспорное стилистическое и технологическое единство вещей первой группы, а также их локализация в пределах южнорусских степей позволяет предположить, что они вышли из единой боспорской мастерской и отражают вкусы и потребности варварской кочевой знати гуннского племенного союза. Стилистическое, а в ряде случаев и конструктивное отличие, а также территориальная удаленность изделий восточного происхождения от основной группы полихромных предметов позволяет предполагать наличие местных центров производства (Засецкая И.П., 1982, с. 24).
Анализируя датировки выделенных групп полихромных украшений, И.П. Засецкая отмечает лишь их относительную хронологию. Первые четыре группы синхронны, о чем свидетельствует взаимовстречаемость изделий этих групп в одних и тех же комплексах, и относятся к периоду образования и господства в Северном Причерноморье гуннского племенного союза (конец IV- первая половина V в.) (Засецкая И.П., 1982, с. 26). Вероятно, этим же временем можно датировать и находку у п. Муравли в Саратовском Заволжье.
Литература
Засецкая И.П. Классификация полихромных изделий гуннской эпохи по стилистическим данным // Древности эпохи великого переселения народов V-VIII веков. М., 1982.
Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V вв.). СПб, 1994.
Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 10. 2012. К оглавлению