Курганная группа 1, состоящая из 4 насыпей, находится в 1,5 км к северу от с. Советское Советского района Саратовской области. Группа расположена на второй надпойменной террасе правого берега р. Большой Караман, на пашне. В 1988 году одним из авторов раскопано 3 кургана. Интересующее нас позднесарматское погребение обнаружено в кургане 2, насыпь которого имела диаметр 24,5 м и возвышалась над современной поверхностью на 0,24 м.
Стратиграфическая бровка показала следующий порядок напластований: гумус – рыхлый грунт, переотложенный вспашкой – до 0,3 м; насыпь слой серой супеси мощностью 0,2 м; погребенная почва светло-серая супесь с материковыми включениями – 0,25 м; материк светло-коричневая глина.
При зачистке материка обнаружены четыре материковые ямы, идущие по кольцу кургана, видимо, остатки ровика. Глубина их колеблется от 0,71 до 0,92 м от условного нулевого репера («0») и на 0,1 – 0,3 м от уровня материка. Заполнение ям находок не содержало.
Курган сооружен в эпоху бронзы (ямная культура), содержал 15 разновременных погребений, одно из которых относится к позднесарматскому времени.
Погребение 12 обнаружено в 6 м к северо-востоку от условного центра кургана. В радиусе 2 метров над могильной ямой, в слое пашни были зафиксированы сильно прокаленные комки глины, угли. Могильная яма подпрямоугольной формы с закругленными краями была ориентированна с севера на юг. Ее размеры составляли 1,85 х 1,47 м, глубина 1,34 м от современной поверхности. Заполнение ямы – плотное, материковое, с включением обожженных кусков глины и углей. На глубине 1,04 м от «0» располагалась ступенька шириной 0,48 м и высотой 0,3 м. В западной стенке могилы был сооружен подбой. Длина его 1,85 м, ширина 1 м, высота точно не восстанавливается из-за обвала в древности.
В подбое расчищен скелет взрослого человека, вероятно, мужчины. Он лежал вытянуто на спине, головой на север. На черепе погребенного хорошо заметны следы искусственной деформации. Правая рука, вытянутая плечевой костью вдоль туловища, была слегка согнута в локте и отставлена кистью к западной стенке. Левая рука, таз и левая бедренная кость отсутствовали (рис. 4, 1).
Возле черепа, вверх дном лежал литой бронзовый котел (рис. 4, 4) с яйцевидным туловом, небольшим поддоном (?) и невысоким вертикальным венчиком. К краю котла приварены две круглые в сечении ручки арочной формы. В средней части тулова имеются два горизонтальных круговых пояска – имитация веревочки. На котле есть небольшие заплатки. Высота котла 16,2 см, диаметр устья 13,4 см. Рядом с котлом найдены фрагменты сероглиняного лепного сосуда (рис. 4, 3). Другая часть его располагалась около правого бедра погребенного. Сосуд имеет шаровидную форму и уплощенное дно. Венчик не сохранился, в верхней части заметны остатки носика-слива. В тесте заметна примесь талька. Подлощенная внешняя поверхность орнаментирована по плечу вертикальной елочкой, выполненной прочерченными линиями. По наибольшему расширению тулова прочерчены две горизонтальные линии, ограничивающие орнамент снизу. Высота сохранившейся части 16,5 см, диаметр тулова 18,9 см, дна – 5 см.
В области таза обнаружена круглая в сечении бронзовая пряжка (рис. 5, 2) с серебряным щитком. Рамка округлой формы, диаметром 2,8 см, язычок подвижный. В районе костей ступни найдены фрагменты трех серебряных щитков (рис. 5, 3, 4, 5) и серебряная пластина длиной 6,5 см
(рис 5, 6).
Около голени левой ноги, параллельно ей располагались фрагмент железного меча (рис. 5, 1) и железный нож с бронзовым навершием рукояти (рис. 4, 2). Длина сохранившейся части меча 11,1 см (рис. 4, 2). Нож линзовидный в сечении. Общая длина изделия 14 см.
Котел из погребения 12 кургана 2 у с. Советское традиционен для позднесарматской эпохи. По классификации Н.А.Боковенко он относится к третьему типу и датируется II-III вв н.э. Экземпляры, аналогичные этому типу, характерны не только для котлов Восточной Европы, но и для хуннских бронзовых котлов Южной Сибири и Центральной Азии (Боковенко Н.А., 1977, с. 234). Одна из близких аналогий ему имеется в кургане 2 курганной группы около пос. Желтухина Иловлинского района Волгоградской области (Сергацков И.В., 2000, с. 99-100, 120, рис. 121, 1). О времени погребения говорит и форма могильной ямы. Подбойный тип могил характерен преимущественно для позднесарматской культуры степного Волго-Уралья.
Заключительный период (III-IV вв. н.э.) позднесарматской культуры – время массовых перемещений сармато-аланских племен из восточных и западных регионов и сосредоточение их в Нижнем Поволжье. После событий середины III в. н.э. в Северном Причерноморье мощная волна их двинулась в Заволжские степи. Памятники, с северной ориентировкой и деформацией черепа, по предварительным данным, появляются в лесостепном Правобережье в III в. н. э. (Матюхин А.Д., Ляхов С.В., 1991, с. 149).
Погребение на р. Суслянке, несомненно, престижное и принадлежит жреческой среде. Находки котлов и другой металлической посуды обычно сопровождают погребальные комплексы кочевой родоплеменной знати, как светской, так и высшего жречества. Бронзовые котлы, безусловно, связаны с какими-то культовыми отправлениями, что отмечал еще А.С.Скрипкин (Скрипкин А.С., 1970, с. 209). В нашем случае мы имеем одновременно три бронзовых котла в одном погребении. В пользу того, что захоронение относится к жреческим, говорит и факт нахождения в нем деревянной посуды. Одна из чаш по форме, вероятно, близка чаше из Милорадовки (Лопатин В.А., 1997, с. 200, рис. 1, 5). Изредка деревянная посуда встречается как в богатых, так и в рядовых захоронениях позднесарматской эпохи (Степи европейской…, 1989, с. 195, 383, табл. 78, 55, 56). По мнению А.С.Скрипкина, деревянные чаши, появившись в позднесарматский период, помещаются, чаще всего, в погребения воинов (Скрипкин А.С., 1984, с. 77).
Аналогичные пиалы известны и в материалах Средней Азии. Принимая во внимание активные перемещения сарматских племен из восточных регионов, можно предполагать, что деревянные изделия могли быть одной из статей импорта. По ряду признаков В.А.Лопатин относит милорадовский комплекс к захоронению жреца. Причем, архаическая форма могильного сооружения (обширная подквадратная яма?) в позднесарматское время могла принадлежать именно носителям культа (Лопатин В.А. 1997, с.209).
Говоря о месте и времени погребения на р. Суслянке в позднесарматской культуре Заволжья, следует отметить, что в наборе инвентаря отразились как восточные элементы (деревянные чаши) так и западные: котел импортного римского производства, а также предметы (пряжка, бляха), точные аналогии которым найдены на Северном Кавказе и в Приазовье.
Проведенный анализ позволяет датировать этот яркий сарматский комплекс серединой второй половиной III в. н.э.
Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.