Ногайский невольник

Поселение. Общий вид

В феврале-марте 2021 г. археологический отряд ЭТП и ЦРСП на территории Темрюкского района Краснодарского края провел охранно-спасательные научно-исследовательские работы под руководством Н.Ф. Шевченко и В.А. Волкова. Реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск – Керчь (на Симферополь) и подъездов к морским портам Кавказ и Тамань, должна была затронуть часть территории объекта культурного наследия «Поселение».

На изученной территории экспедицией было выявлено 55 археологических объектов, среди которых были хозяйственные ямы, зольники и 2 погребения. Находки, обнаруженные в ходе работ, представляют собой фрагменты керамических сосудов, железные наконечники стрел, свинцовые пули, астрагалы, различные металлические предметы. Все это позволяет предварительно определить период функционирования поселения на этом участке концом XVI – XVII вв.

                       
Самой необычной и неоднозначной находкой стало погребение в хозяйственной яме. Такие ямы обычно выполняли роль погребов для хранения припасов, нередко становясь затем местом сброса различного мусора, пищевых отходов, очажной золы и т.д. Чаще всего они были круглым или овальными в плане, иногда в нее вели ступени, вырезанные в одном борту. Большинство обнаруженных исследуемом на поселении хозяйственных ям были заполнены перемешанным грунтом с золой, костями животных, битой керамикой.

                     
Захоронения в таких неиспользуемых ямах встречается у многих народов Таманского полуострова в различные исторические эпохи. Но положение погребенного свидетельствует о том, что мы имеем дело не с обычным жителем поселения, нашедшем свой последний покой в ненужной яме. Например, второе исследованное погребение, хотя и сохранилось очень плохо, изначально было совершено по обряду: покойный лежал на спине, вытянувшись, в прямоугольной могильной яме.

                         
В хозяйственной яме скелет лежал в совершенно неожиданной позе: на правом боку, правая рука была согнута в локте и находилась практически перед черепом, а левая вытянута вперед и лежала поверх правой руки; ноги были подогнуты. Перед коленями лежал крупный камень овальной формы. Причем, ниже уровня скелета человека были обнаружены фрагменты скелетов и черепов животных: лошадей, овцы, собаки и кошки. Получается, что умерший человек был скорее сброшен в наполовину заполненную мусором яму и засыпан сверху.
В этой ситуации сложно видеть какой-то погребальный обряд или обычай. Кажется, что тело человека после его смерти просто бросили в мусорку, как до этого туда сбрасывали кухонные остатки, умерших домашних животных. Возникает вопрос: кем был этот человек, которому было отказано даже в элементарном захоронении.


Территория Таманского полуострова в XVI-XVII вв. в основном была заселена ногайцами, которые к этому времени оказались в подчинении Крымского ханства, которое, в свою очередь, было вассалом Османской империи. Таким образом, здесь, в поселении на берегу Ахтанизовского лимана, могли проживать и крымские татары, и ногайцы, и турки, а также адыгейцы, черкесы и даже казаки.
В хозяйстве этого времени нередко использовался труд невольников, которых приводили из разбойничьих набегов на земли России и Кавказа. Именно работорговля была основным доходом Крымского ханства с 1475 по 1774 год. Большая часть захваченных пленников отправлялась в столицу османов – Стамбул через приморские торговые города. Такими рабскими рынками были Азак (Азов) и Керш (Керчь), а крупнейшим центром работорговли была Кефе (Феодосия).


Поэтому, скорее всего, на исследуемом поселении преобладали все-таки ногайцы или татары, так как на этом участке поселения пока не обнаруженные монументальные строительные остатки. Вероятно местные обитатели еще до конца не сменили свой кочевой или полукочевой образ жизни и проживали в легких наземных жилищах типа юрт, от которых не осталось следов.
Можно с большой долей вероятности предполагать, что человек, останки которого были обнаружены археологами в хозяйственной яме, был неполноправным членом общества, т.е. невольником или рабом. Лишенный свободы, он оставался для своих хозяев просто вещью или видом домашнего животного. Поэтому после своей смерти с ним поступили, как с ненужным мусором, даже лишив человеческой могилы.


Опубликовано

в

от

Метки: