При исследовании трипольских памятников иногда встречается керамика, которая по внешним признакам напоминает гончарную. Однако общеизвестно, что в Юго-Восточной Европе гончарный круг появился гораздо позднее. Поэтому рассмотрение данной проблемы вызывает определённый интерес.
Для исследования было отобрано 4 фрагмента трипольской керамики с внешними признаками гончарного (?) производства (рис.1). Рассматриваемые фрагменты керамики относятся к трипольской культуре периода С1 и происходят из четырёх разных археологических памятников с территории Украины.
С целью установления технологии производства были проведены работы с применением новых опытных археологических методик палеофонографических исследований (Балановский А.В., Сингатулин Р.А., Царёва Ю.А., 2001, с.35-36).
Следы какого-либо орнамента на поверхности фрагментов не прослеживаются, но в одном случае наблюдаются следы красной охры, нанесённой после обжига (рис. 2, б).
Признаков линейно-ленточной техники изготовления, по представленным фрагментам, не выявлено.
Тесто фрагментов данной группы содержит примеси шамота, обжиг, в некоторых случаях неровный (рис. 1, 4). Наружная поверхность сосудов гладкая, тщательно залощена, внутренняя – шероховатая.
На изломах фрагментов (рис. 1, 1-3) ясно видно, что посуда сделана из хорошо отмученной глины с примесью мелкого шамота, слабо обожжена, пориста.
На полированном срезе одного из фрагментов отчётливо выявляется тонкий цветовой след состава другой керамики (рис. 3, а). Однако, это никак не связанно с двухцветной керамикой ариушдского типа зафиксированной в Извоаре II и Тырпешти IV (Маркевич В.И., 1970).
Изучение структуры среза керамического изделия с помощью микроскопических и термографических исследований, позволило сделать вывод о том, что при производстве сосудов трипольские гончары применяли сложную технологию выдавливания при формировании данных изделий. Исследования показали, что давление распространялось равномерно по всей поверхности. Причём, первоначально изделие выдавливалось с помощью достаточно пластичной среды. На это указывает характер уплотнения внутренней структуры изделия. Давление распространялось снаружи во внутрь изделия.
Палеофонографические исследования произведены не в полном объёме по причине малых геометрических размеров представленных фрагментов. Малая длина треков (менее 80 мм), ограниченная размерами исследуемых образцов, не позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами палеофонографических исследований. Тем не менее, выявлены трековые следы (рис. 1, 2), которые при расшифровке показали на последовательно-возвратный характер образованных структур. Это не связано с чисткой посуды абразивным материалом, так как полностью отсутствуют вертикальные и круговые динамические следы, столь характерные для таких действий.
Расшифровка фонограммы трековых структур показала, что часть фрагментов подвергалась возвратно-поступательному вращению при изготовлении, и это, при некоторых условностях, может интерпретироваться как привод лучкового типа. Т.е., исследования указывают на очень вероят-
ную возможность применение некоторых элементов гончарной круговой технологии при изготовлении исследуемых изделий. Причём, в данном случае, речь не идёт об аналоге или промежуточной конструкции гончарного круга, а, скорее всего, о совершенно новом и неизвестном классе конструкции типа гончарного круга. Характерной особенностью этой конструкции является возвратно-поступательный привод лучкового типа и внутренний вал-форма, который и приводился во вращение. На некоторых срезах фрагментов керамики наблюдаются тонкие слои с остатками предыдущих изделий (рис. 3, а), что также указывает на использование внутренней формы-вала.
Возможная реконструкция описанного выше приспособления представлена на рисунке 4.
Косвенным подтверждением того, что трипольскими гончарами использовались сложные гончарные конструкции, могут служить следующие данные: на поселении Владимировка обнаружены два глиняных шаблона, употреблявшихся для изготовления небольших сосудов (Энеолит СССР, 1982, с. 211). Кроме того, Т.Г. Мовша давно ставила вопрос о существовании в период позднего Триполья (ввиду обильного керамического материала) художественно-гончарных центров, где трудились мастера профессионалы (Мовша Т.Г., 1971), возможно использовавшие сложные гончарные конструкции.
Проведение данных опытных палеофонографических исследований позволяет обратиться к более широкой перспективе, связанной с исследованиями керамики трипольской культуры, а также предоставляет возможность реконструировать неизвестные гончарные технологии.
Данная методика нам представляется универсальной и может быть использована при обработке любой керамики (лепной и гончарной), в том числе и для памятников Нижней Волги.
Литература
Балановский А.В., Сингатулин Р.А., Царёва Ю.А., 2002. О применении новых информационных технологий при анализе вибро-акустической информации с керамической посуды // Современные проблемы археологии. Киев
Маркевич В.И., 1970. Многослойное поселение Новые Русешты I. // КСИА Вып. 123.
Мовша Т.Г., 1971. Гончарные центры позднего Триполья. // СА, № 3.
Энеолит СССР. М., 1982.
Кадырбаев М.К., 1984. Курганные некрополи верховьев р. Илек // Древности Евразии в скифо-сарматское время. М.
Саратовский госуниверситет, НПЦ по историко-культурному наследию,
Институт археологии НАН Украины
Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.