В ноябре-декабре 2022 года археологическим отрядом Общества с ограниченной ответственностью «Центр реставрации и сохранения памятников» (ООО «ЦРСП») под руководством Д.Г. Баринова были проведены охранно-спасательные раскопки на территории выявленного объекта археологического наследия «Поселение «Шептальское-Левобережное» расположенного в зоне строительства магистрального трубопровода около г. Крымск.
В результате раскопок было обнаружено и исследовано более двух десятков археологических объектов, среди которых ямы для культовых целей, каменный кромлех, 7 погребений и несколько захоронений жертвенных животных.
Наличие на территории поселения ряда погребальных комплексов, включая кромлех, оказалось достаточно неожиданным. Вероятнее всего, некрополь и поселение существовали в разные периоды, а многолетняя распашка этой территории снивелировала курганные насыпи. Самые ранние находки датируются эпохой ранней бронзы (майкопско-новосвободненская культурно-историческая общность, псекупский вариант), кроме того два погребения относятся к раннему железному веку (протомеоты?).
В целом, вещественный материал достаточно немногочислен и представлен в основном керамикой эпохи бронзы и костями животных. От другого времени собраны фрагменты керамики, которую можно датировать началом XX века, а также многочисленные осколки снарядов, авиабомб, минометных мин и санитарное захоронение лошади периода Великой Отечественной войны.
Большинство погребений оказалось поврежденными глубокой распашкой, и в одном случае ‑ повторным захоронением. Именно в этом, фактически двухъярусном, погребении были обнаружены крупная бронзовая булавка и золотая подвеска с сердоликом.
Однако, наибольший интерес вызывают 4 захоронения домашних животных ‑ три лошади и бык. Все животные были погребены по отдельности, на определенном расстоянии друг от друга. Возможно, они располагались вблизи места захоронения их владельца, оставшегося за пределами раскопанной территории.
Два лошади были помещены в ямы целиком, но без какого-либо определенного положение тел, туша быка предварительно расчленена, а третье захоронение коня оказалось самым необычным. Это животное было уложено в могильную яму на правый бок, ноги подогнуты под брюхо, а голова повернута назад. Положение туши лошади практически повторяет известный сюжет изображений так называемого «скифского» оленя, лежащего (или в летящем галопе) с подогнутыми ногами.
Известны примеры изображений в такой же позе и других животных ‑ лошадей, горных козлов или баранов, косуль, лосей и даже кабанов. Причем в отдельных случаях у них также повернуты головы назад. Но чаще всего так изображался именно олень. Такой художественный образ получил широкое распространение в скифскую, эпоху во всем Северном Причерноморье, Прикубанье и на Северном Кавказе, кроме этого, предметы с близкими по сути подобными изображениями встречаются в Воронежской области, Западной Сибири, Минусинской котловине, Туве, Забайкалье, на Памире, Курдистане (Саккыз), Монголии, Восточном Казахстане, а также в Венгрии и Болгарии. Причем, самыми ранними считаются изображения оленей с подогнутыми ногами на золотом поясе из Саккыза (Курдистан), датировка которого VII в. до н.э.
В целом, образ оленя, как элемента скифо-сарматского «звериного стиля», стал одним из наиболее популярных в скифском искусстве, неся в себе определенный зооморфный знаковый код. Стиль, который оказал заметное влияние на многие сферы античного и средневекового искусства Европы и всей в евразийской культуры, хотя уже и в десакрализированном виде.
Символика изображений бегущего оленя до конца непонятна: настоящий олень ни бежать, ни лежать так не может. Не исключено, что такая поза должна была в представлениях кочевников символизировать именно жертвенное животное. В то же время, в мировоззренческих представлениях некоторых ранних обществ Евразии травоядное животное, чаще всего олень или лошадь с поджатыми ногами, представляло собой символический образ модели мира.
Больше всего изображений таких оленей ‑ в позе «летящего галопа» ‑ найдено в Причерноморье и в Минусинской котловине, где этот художественный образ использовался длительное время. Но именно изображения оленей с повернутой назад головой чаще встречаются в Прикубанье. Некоторые исследователи видят в этой особенности влияние кобанской культуры.
Остальные животные, помещенные в могилы на территории поселения Шептальское-Левобережное, возможно так же изначально было уложены в аналогичную позу, но в силу плохой сохранности точно это определить не представляется возможным. Вполне предсказуемо, что в этих погребениях сочетались символические традиции представлений о роли лошади в мировоззрении народов Северного Кавказа и поминальная жертва умершему владельцу этих животных.
Конь в сакральных традициях индоевропейской духовной культуры является одним из зооморфных символов солнца наряду с оленем, соколом, лебедем. Поэтому замена образа оленя конем допустима, тем более в жизни кочевников верховое животное играло огромную роль. И все же у евразийских кочевников скифского времени собственный культ коня отсутствовал, как и его канонизированный образ. В скифской культуре и искусстве подчеркивается только основная функция лошади как средства передвижения.
Поэтому можно только высказать предположение, что в среде племен, обитающих на Северном Кавказе, произошло слияние представлений скифского мировоззрения с местными традициями, породившее некий образ коня-оленя.