Все три курганные группы оставлены местными срубными племенами второго этапа развития. В отличие от предшествующего раннесрубного (покровского) периода, погребальный инвентарь относительно беден, за редкими исключениями. Инвентарь представлен типичным набором предметов, характерных именно для развитого этапа срубной культуры Нижнего Поволжья: керамика (банки, горшки, острореберные сосуды), бронзовые, серебряные и обложенные золотой фольгой подвески в 1,5 оборота и бронзовые желобчатые браслеты, пастовые бусы, бронзовые шилья с костяными рукоятями, глиняное «колесико», костяное пряслице из головки от длинной кости животного, наборы игральных костей в погребениях детей и подростков.
Курганы из могильников дали выразительную коллекцию срубной керамики. Срубная керамика исследованных памятников представлена всеми тремя основными типами – банками различных размеров, округлобокими горшками и острореберными сосудами. Последние отличаются пышным (относительно другой керамики) орнаментом, который в нескольких случаях был заполнен белой пастой (рис. 31, 2, 3 ). Как и на других памятниках, есть случай украшения сосуда асимметричным орнаментом, который принято считать знаками-символами (рис. 32, 13).
В технологии изготовления формовочных масс происходят изменения по сравнению с ранним этапом – исчезает раковинная примесь и в качестве отощителя используют чаще всего шамот и дресву (белую крошку). В целом, керамика находит широкий круг аналогий среди срубных памятников Волго-Донского междуречья, лесостепи Среднего Поволжья и степного Заволжья.
Интересно отметить, что при сформировавшемся керамическом комплексе, несколько сосудов содержат явственные реминисценции предшествующего этапа и даже несут черты средней бронзы. Например, в погр. 2 кург. 4 Новопокровки 2 сосуд с валиком по ребру и двумя парами отверстий для подвешивания (рис. 45, 4) был найден в комплексе с тремя типично срубными сосудами.
Исследованные погребения в курганных группах Новопокровка 1 и 2, а также в кургане у ст.Чернавка представляют интерес в плане реконструкции социальной структуры позднего срубного общества, так как они содержали под одной насыпью от 2 до 25 основных погребений. В отличие от ранних памятников, центральные погребения выделяются среди остальных только своими более крупными размерами. Инвентарь обычный для других погребений: один-два сосуда, остатки напутственной пищи, а в одном случае вообще отсутствует.
Погребения не имели никаких признаков, позволяющих говорить о значительных социальных различиях, существовавших ранее, на стадии формирования культуры и раннем покровском этапе. Наборы астрагалов овцы и КРС (до 90 экз.) или путовых костей лошади, которые обычно связывают со жреческим сословием, сопровождали, в основном, погребения детей и подростков. Вопросы социальной организации срубного общества рассматриваются подробнее ниже.
Хронология погребений всех трех памятников может определяться на основании аналогий с датированными комплексами соседнего региона – юга лесостепного Поволжья. Это могильник Студенцы-1, курган 2, погребение 1: 3450+79 ВР (ОхА-4258) и могильник Н.Орлянка-1, курган 2, погребение 1: 3400+70 ВР (ОхА-4305). В калиброванном значении это интервал между 1622-1520 гг. до н.э. (XVII-XVI вв. до н.э.) (Кузнецов П.Ф., 1996, с. 57-58). Аналогичную дату для развитой срубной культуры приводит В.А.Трифонов – 1800-1500 гг. до н.э. (Трифонов В.А., 2001, с. 81).
Имеются еще 4 радиоуглеродные даты по кости и дереву из Новопокровки 2 и одна дата по дереву из Чернавки, полученные в Институте географии РАН, но они не могут быть приняты, так как очень сильно удревняют развитый этап срубной культуры – вплоть до середины III тыс. до н.э.