Мониторинг объектов культурного наследия проводится для обновления сведений об ОКН, уточнения их состояния и соответствия документам государственного учета. Он осуществляется государственным органом, который отвечает за охрану объектов культурного наследия в данном регионе. Мониторинг ОКН – это методика получения оперативной аналитической информации о состоянии объектов культурного наследия, причинах и тенденциях его изменения для обеспечения своевременного проведения мероприятий по сохранению культурного наследия инструментами государственных ответственных органов.
В ходе мониторинга собственники ОКН и пользователи этих объектов должны предъявить соответствующие документы, в которых за ними закреплено право владеть, пользоваться и распоряжаться объектом культурного наследия. Законодательно закреплено требование к собственникам и пользователям ОКН оказывать содействие органам охраны в проведении мониторинга состояния ОКН.
Документы о результатах проведенного мониторинга объектов культурного наследия подлежат оформлению по установленному образцу, составленному профильными органами по охране ОКН. Данные документы являются частью системы единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежат бессрочному хранению.
Мониторинг ОКН предназначен для периодической или плановой инвентаризации и учета объектов культурного (археологического) наследия, отслеживания изменений их состояний, например, повреждения или начавшегося разрушения по природным или техногенным причинам. Реестр объектов культурного наследия ежегодно пополняется вновь выявленными памятниками истории и культуры, например, археологическими, для которых необходимо составить Паспорт объекта культурного наследия и поставить его на учет в органах охраны ОКН.
Проведение мониторинга необходимо в случае необходимости проведения на ОКН работ по его сохранению, например, ремонтно-реставрационных. Точно также проводится инвентаризация и учет объектов культурного наследия при изменении категории историко-культурного значения данного ОКН (включение или исключение из реестра) или выделение участка с находящимися на нем объектами культурного наследия для проведения работ по хозяйственному освоению (строительных, мелиоративных, землеустроительных и т.п.).
Главная цель мониторинга ОКН – это обеспечение государственного контроля над состоянием объектов культурного наследия страны.
Для выполнения основной миссии мониторинга объектов культурного наследия Российской Федерации, необходимо решить ряд задач, в числе которых, своевременное выявление возникающих угроз для сохранности памятников истории и культуры; постоянный контроль состояния ОКН и фиксация воздействия на них факторов риска; определение динамики состояния объектов культурного наследия и его прогноз в перспективе; своевременная публикация результатов мониторинга в официальных документах или средствах массовой информации.
Полученная с помощью мониторинга ОКН информация должна способствовать оперативному преодолению возникших угроз сохранности объектов культурного наследия.
Среди основных негативных факторов, которые воздействуют на состояние ОКН, выделяется антропогенное воздействие, т.е. последствия человеческой деятельности. Они могут быть различными: передача властными органами объектов культурного наследия в пользование частным коммерческим структурам; нарушение правил проведения строительных, земляных и других работ хозяйственного назначения без предварительного археологического обследования территории; нерегулируемая застройка исторических городов и территорий; влияние экологических последствий производственной деятельности и т.п.
Основными факторами антропогенных воздействий на объекты культурного наследия являются: агрессивное воздействие на основные конструкции памятников, их декоративные элементы и внутреннее убранство, разрушение исторической окружающей среды памятника в результате нарушения геологической среды в процессе хозяйственной деятельности. Негативные последствия антропогенеза могут проявляться в виде подтопления земель; организации карьеров; строительства; разнообразного загрязнения, в том числе химического, воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, почв и грунтов; сельскохозяйственной распашки и мелиоративных работ; нанесения вреда растительному и животному миру территорий (вырубка лесов, распашка целинных земель, строительство и т.д.)
Природные факторы, влияющие на состояние объектов культурного наследия, также разнообразны. К ним относятся: естественное разрушение материалов памятников, землетрясения, абразия берегов рек, озер, водохранилищ, морей и океанов, выветривание, наводнения и изменения русла рек, оползни, изменение климатических условий местности, изменения уровня грунтовых вод и водоемов и другое.
Все эти действия часто приводят к разрушению самих памятников, нарушению зон охраны памятников или оказывают негативное воздействие на окружающий их историко-культурный ландшафт. В настоящий момент состояние более 50% объектов культурного наследия, находящихся на государственной охране, определяется как неудовлетворительное и существует необходимость принятия срочных мер по их спасению от разрушения или повреждения.
Наиболее в угрожающем состоянии находятся памятники археологии, которые оказываются в зоне строительных работ, землеустроительных или мелиоративных мероприятий, прокладки автомобильных и железнодорожных трасс, нефте-, газопроводов, линий электропередач и т.п.
Отсутствие точной информации о наличии и состоянии ОКН приводит к постоянной угрозе уничтожения памятников культурного наследия России. Мониторинг ОКН восполняет этот пробел и позволяет принимать оперативные меры по сохранению культурного наследия. В случае необходимости, после получения соответствующей информации, органы охраны ОКН могут принимать решения о проведении ремонтно-реставрационных мероприятий, остановке или запрету на хозяйственную деятельность на памятниках культурного наследия или в пределе их охранной зоны. Для сохранения археологических памятников организовываются и проводятся спасательные археологические раскопки.