В 80-90 гг. XX столетия на Верхнем и Среднем Хопре обнаружена новая группа памятников, существенно дополняющая наши представления о заключительном этапе эпохи поздней бронзы. Правда, трактовались они тогда как пережиточно энеолитические (Хреков А.А., 1989, с. 124-125). Накопленные к настоящему времени материалы и известные параллели с уверенностью позволяют отнести их к финалу бронзы, а возможно, и началу раннего железного века. Культурная принадлежность выделенных памятников ставит много вопросов. С одной стороны, они находят многочисленные аналогии среди керамических комплексов второго этапа марьяновской культуры и группы близкой поселению Студенок-5 (Березанская С.С., 1982, с. 45), с другой – среди атабаевских и маклашеевских в Среднем Поволжье (Халиков А.Х., 1969, рис. 55).
Культуроопределяющим признаком является керамический комплекс, представленный круглодонными сосудами с воротничковыми венчиками и гребенчато-ямочной орнаментацией (рис. 9; 10; 11; 12; 13). Сейчас в бассейне Хопра известно девять памятников и местонахождений с подобной керамикой: Шапкино I (Хреков А.А., 1983, с. 98-99), Шапкино II (Хреков А.А., 1986, с. 82-83), Шапкино III (Хреков А.А., 1989), Шапкино VI (Хреков А.А., 1993), Подгорное (Хреков А.А., 1992), Владыкино (информация сотрудника Саратовского областного музей краеведения К. Моржерина), Бобылевка (сборы автора). Поселения занимают поймы (дюны) и первую надпойменную террасу. На пяти памятниках проведены раскопки. Керамика, полученная на поселениях Шапкино I (дюна 3), Шапкино VI и Подгорное позволяет, в предварительном плане, расчленить рассматриваемый комплекс на две хронологические группы. К первой группе относится посуда, обнаруженная на поселении Шапкино I. Памятник расположен на левом берегу реки Вороны (правый приток Хопра), близ села Шапкино Мучкапского района Тамбовской области. Он включает в себя восемь песчаных дюн, которые тянутся широкой полосой (до 600 м) с северо-востока на юго-запад более чем на 900 метров. Двумя раскопами в 19811982 гг. на дюне 3 вскрыто около 150 кв. м. Культурный слой на всех участках раскопа перемешан и какая-либо стратиграфия в большинстве случаев отсутствует. Основное количество находок относится к срубной культуре. В площадь раскопа полностью попали небольших размеров постройка с примыкавшим к ней очагом и котлованы четырех хозяйственных ям со срубной керамикой. Постройка имела подквадратную форму размером 2×1,7м, глубиной в материке 0,23 м и ровное дно. Заполнение состояло из коричневатой супеси, в которой встречались кремневые отщепы, кости животных, камни и фрагменты керамики с гребенчато ямочным орнаментом. Размеры очага 0,7 0,5 м, глубина в материке 0,25м. В золистом заполнении встречены многочисленные угольки, обоженные камни и развал воротничкового сосуда (рис. 9, 1). Диаметр сосуда по венчику около 25 см., высота 28-30 см. Возможно, постройка выполняла функции временного жилища.
Интересующая нас воротничковая керамика с гребенчато-ямочной орнаментацией представлена 127 фрагментами более чем от 20 сосудов. Тесто очень плотное, с примесью песка и шамота. Внешняя поверхность хорошо заглажена, иногда со следами расчесов (рис. 10, 11). Цвет черепков серый, коричневато-серый, чаще коричневый. Реконструированные сосуды средних и крупных размеров с диаметром верха 15 –25 см, высотой 15-30 см, толщина стенок 0,4 0,6 см. По форме сосуды приближаются к яйцевидным, с более или менее профилированным туловом, плавно переходящим в прямой или чуть отогнутый воротничковый венчик (рис. 9), округлым, а возможно и приостренным дном.
В зависимости от оформления венчика керамический комплекс распределяется на три варианта.
Первый вариант составляют сосуды с широким плоским, едва выступающим воротничком. (рис. 9, 4-5; 10, 3-4).
Второй вариант имеет более короткие, треугольные и подтреугольные в сечении венчики (рис. 9, 7-9; 10, 12, 6).
К третьему варианту относятся сосуды с безворотничковыми, едва выделенными венчиками (рис. 10, 3, 5).
Верхний срез венчиков приострен, но встречаются фрагменты с плоским оформлением верха (рис. 9, 6; 10, 7-8).
Практически вся керамика украшена. Доминирующими являются различные виды гребенчато-зубчатого штампа при подчиненной роли ямок, образующих на внутренней стороне стенок негативы. В композиционных построениях преобладает горизонтальная зональность. Обычно это редкие, иногда спаренные горизонтальные ленты и зигзаги ямок, опоясывающие шейку сосуда и переходящие на тулово (рис. 9, 1-4) и дно (рис. 9, 10-11). Свободные зоны между ямками заполнены «гусеничками», горизонтальными и наклонными оттисками резного, гребенчато-зубчатого штампа. Иногда, штамп образует уголковые композиции (рис. 9, 4), в одном случае косые кресты (рис. 9, 3). Отдельные сосуды, по тулову, видимо, были украшены только разреженными ямками (рис. 9, 6-7). Из коллекции выделяются несколько фрагментов (рис. 10, 7-8, 10) серого цвета, без видимых примесей в тесте, украшенных редкими вдавлениями косо поставленным концом палочки. Плоский, верхний срез венчика орнаментирован оттисками гребенки.
Небольшое количество воротничковой гребенчато – ямочной керамики получены при исследовании 4 и 5 дюн, но устойчивых серий они не составляют.
Анализ шапкинской керамики показывает её близость со вторым этапом марьяновской культуры, который в настоящее время датируется XV/ XIV – XIII вв. до н.э. (Буйнов Ю.В., 2001, с. 26). С.С. Березанская, характеризуя марьяновскую культуру, отмечала, что эти памятники не являются узко локальными явлениями, связанными с Десной и Сеймом, а составляют достаточно широкий пласт, возникший в результате дальнейшего развития неолита с ямочно-гребенчатой керамикой (Березанская С.С., 1982, с. 46). На раннем этапе своего развития XIII XIV вв. до н.э. марьяновская культура занимала в основном Левобережное Полесье и частично Верхнее Поднепровье. В середине II тыс. до н.э. территорию Полесья занимают племена сосницкой культуры, в результате чего марьяновское население вынуждено переселиться на юг и восток лесостепного междуречья Днепра и Волги (Березанская С.С., 1982, с. 41). Утратив свою этническую родину, «марьяновцы» в лесостепных районах первоначально сохраняли свой традиционный культурный облик. Горшки яйцевидной формы украшались «гусеничками», оттисками палочки, перевитой ниткой, «колючей проволокой», круглыми ямками, а в их глине часто встречается примесь крупных зерен кварца и толченого гранита. Одновременно более часто стал применяться зубчатый штамп, тычковые вдавления и гребенчатые расчесы на внешней поверхности. В целом, в керамическом комплексе позднемарьяновских памятников прослеживается тенденция к образованию черт присущих малобудковскому типу, или группы близкой поселению Студенок – 5 (Буйнов Ю.В., 2001, с. 26-27). Собственно, те же признаки (ямки, тычки, оттиски гребенки, «гусенички», расчесы) мы имеем на керамике поселения Шапкино I (дюна 3). Есть и некоторые отличия. Одним из основных является наличие воротничка, отсутствие орнамента в виде «колючей проволоки», в глиняном тесте нет примеси кварца и гранита. Среди позднемарьяновских памятников известная близость шапкинскому комплексу проявляется в материалах могильника Червоный Шлях на Украине. (Буйнов Ю.В., 2001, с. 27, рис. 1, 11-16)
Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.