Объединенный археологический отряд ЭТП и ООО «ЦРСП» под руководством В.А. Волкова в полевом сезоне 2020г. проводил археологические разведки в Краснодарском крае. В ходе обследования территории в Динском районе отрядом было выявлено одиночное грунтовое погребение около станицы Новотитаровская.
В этом районе проводились работы по разминированию территории в местах бывших боевых действий, через которые должен быть построен участок автомобильной дороги М-4 «Дон». Саперы на правом берегу реки Понура обнаружили костные останки и части металлической уздечки, о чем было сообщено археологам. На месте находки саперов было выявлено и исследовано погребение средневекового кочевника.
Погребенный был воином, и в могилу ему положили саблю, стремя и удила. По находкам удалось определить время захоронения ‑ вторая половина XIII – начало XIV в.
Сабля из погребения на первый взгляд больше напоминала прямой однолезвенный меч-палаш, которые были распространены в Средневековье на территории Северного Кавказа, Южной России и в Поволжье. Однако тщательное изучение находки позволило определить, что это не меч, а длинная сабля с небольшим изгибом лезвия. Такие сабли использовались кочевниками на протяжении нескольких столетий, и в ХІІІ в. были широко распространены от Кавказа до южных рубежей Руси. Хотя по традиционным представлениям в отечественной науке об эволюции клинкового оружия в Средние века считалось, что чем древнее сабля, тем меньше она изогнута. Но современные исследования показывают, что длинный слабоизогнутый клинок нередко встречается в погребениях значительно более позднего времени, вплоть до XVI века.
Элемент конской узды – удила – относились к распространенному типу, хорошо известному археологам, и бытовавшие с X по XIV вв. Особенность удил из погребений у Новотитаровской – достаточно крупный размер колец, которые использовались для слабоуздых, т.е. слишком чувствительных лошадей.
Одиночное стремя, положенное в могилу кочевника, относится к типу, который нередко встречается в средневековых погребениях Причерноморья и датируются исследователями XIII-XIV вв.
Особенности обряда и комплекса инвентаря погребения у ст. Новотитаровской таковы: из оружия присутствует только сабля, положенная поверх правой руки; вместо захоронения коня или его чучела ‑ стремя и удила в ногах покойного; воин лежал на спине, с вытянутыми руками вдоль туловища без гроба, головой на северо-восток. К сожалению, череп был раздавлен, что не позволило антропологу, исследовавшему скелет, дать характеристику расового типа индивида.
Изучение скелета погребенного определило, что погребенный был мужчиной в возрасте 30-40 лет с сильно развитом мышечным рельефом, особенно в области дельтовидной бугристости. Воин был достаточно высокого для средневековья роста ‑ около 170 см и был левшой.
Полученная при изучении погребения информация позволяет провести сопоставления и сделать выводы.
Нет никаких сомнений, что это всадническое погребение золотоордынского времени, но довольно редкого типа: только сабля, без других предметов вооружения. Отсутствие в погребении туши или шкуры коня не может указывать на низкий социальный статус или уровень прижизненного материального достатка погребенного. Сабля всегда оставалась у кочевых народов достаточно дорогим и престижным предметов вооружения.
Поэтому воина из погребения у Новотитаровской можно отнести к категории легкой конницы, вооруженной только саблями, причем такая военная организация была характерна для половцев до их включения в состав войска Золотой Орды. Но подобный комплекс погребального инвентаря не может быть доказательством идентификации погребения с каким-либо историческим народом, а только свидетельствует о его социальном статусе.
Подобное положение сабли на правой руке умершего встречается и в монгольских, и в половецких погребениях этого времени, как и близкие титаровской находке сабли, удила и стремена. Положение покойного в могиле головой на северо-восток также не может стать основанием для его этнического определения: такое положение тела известно как для могольских, так и для половецких погребений.
Следует понимать, что практически все средневековые кочевые народы были полиэтничны, с большим количеством вариантов погребальных традиций и приемов, а оружие являлось не просто утилитарным предметом, оно часто выполняло многообразные сакральные функции, например, магические или сословно-символические.
Подводя итог, можно говорить о том, что во второй половине XIII – начале XIV в. на Северном Кавказе после нашествия нашествием монгольских племен происходят многогранные культурные взаимовлияния, распространение новых традиций, в том числе и погребальных. Появление нового мировоззрения и идеологии в возникшем государстве Золотая Орда, влияния которого постепенно проникает в культуру покоренных монголами народов, в том числе половцев, которые представляли собой конгломерат племен, включавший остатки печенежского, гузского, болгарского и аланского населения региона, делают практически невозможным точное определение этнической принадлежности подобных погребений. Можно только утверждать, что это захоронение половецкого или монгольского воина-всадника золотоордынского времени.