Курганная группа «Динская 29» состояла из 4 насыпей разного размера и была полностью раскопана в полевом сезоне 2021 г. экспедицией ООО «Центр реставрации и сохранения памятников» под руководством А.Г. Шереметьева. В процессе проведения охранно-спасательных археологических раскопок было установлено, что в курганной группе было не 4, а 6 курганов. В двух случаях оказалось, что каждый из курганов состоял из двух слившихся со временем насыпей. Самый большой курган имел высоту 6,5 м. Всего было исследовано 191 погребение разных эпох. Полученные материалы укладываются в три хронологических горизонта: эпоха бронзы, ранний железный век, новое и новейшее время.
Значительная часть погребений курганного могильника была безынвентарной, поэтому определить историко-культурную и временную принадлежность захоронений в ряде случаев можно только по особенностям погребального обряда: положению покойного, его ориентировке и другим признакам.
Идеологические и религиозные представления у народов разных эпох в отношении погребальных традиций сильно отличаются. Например, в некоторых культурах раннего бронзового века погребальный инвентарь встречается очень редко и он достаточно беден не потому, что люди имели ограниченные ресурсы, а согласно их мировоззрению. Точно также позднее ислам и христианская религия не предполагали помещения в могилу каких-либо предметов для загробного существования.
Другие же народы бронзового и железного века стремились обеспечить умершего всеми необходимыми вещами для существования в загробном мире, причем, чем выше был материальный достаток и социальный статус покойного, тем больше погребального инвентаря помещалось ему в могилу.
Поэтому часть погребений можно уверенно отнести к эпохе бронзового века, но затруднительно определить конкретно к какой археологической культуре они относятся.
Все раскопанные курганы могильника Динская 29 были возведены в эпоху бронзового века, потом они использовались другим населением для захоронения своих сородичей. Всего в могильнике насчитывалось 88 погребений эпохи бронзы.
Самые древние погребения в курганах могильника относятся к раннему бронзовому веку и принадлежат народам трех археологических культур: майкопской, ямной и новотитаровской.
Майкопская археологическая культура была распространена на равнинах и предгорьях Северного Кавказа и Предкавказья в период с середины IV тыс. по начало III тыс. до н.э. Племена этой культуры занимались скотоводством, примитивным земледелием, собирательством, медной металлургией и торговым обменом с соседними народами. Они использовали повозки с цельнодеревянными колесами.
Ямная археологическая культура (около 3600-2300 гг. до н.э.) занимала степную зону Восточной Европы от Урала до Днестра и включала большое количество территориальных вариантов. Основу хозяйства составляли скотоводство, преимущественно кочевое. В погребальных сооружениях этой культуры встречаются остатки деревянных повозок.
Новотитаровская археологическая культура (3300-2700 гг. до н.э.) была распространена на территории Северного Кавказа, Прикубанья и Приазовья. Их основным занятием было полукочевое скотоводство, охота и, возможно, примитивное земледелие. Они вели достаточно подвижный образ жизни, постоянно перемещаясь по относительно небольшой территории в зависимости от истощения пастбищ и времени года. Границами этих кочевий были река Кубань, побережье Азовского моря и степи Прикаспия. Средством передвижением служили четырехколесные повозки.
У всех названных народов повозкам отводилась особая роль в жизни и смерти, поэтому в погребениях, особенно новотитаровской культуры, они встречаются достаточно часто. В могильнике у станицы Динская в самом большом кургане, который состоял из двух слившихся насыпей, обнаружены 4 погребения с повозками. 3 из них относятся к новотитаровской культуре, а одно предположительно к ямной.
Находки погребального инвентаря были малочисленны, чаще всего в могилах фиксировались остатки подстилки или циновки, на которую укладывалось тело умершего и охра, в виде комочков или посыпки. Было обнаружено несколько лепных керамических сосудов, костяных булавок, костяные бусы и отдельные бронзовые предметы – два шила, височные кольца и подвески.
Самый многочисленный инвентарь содержало погребение новотитаровской культуры в юго-западной части большого кургана. Вероятно, это было основное погребение, над которым был насыпан курган, чья насыпь позднее слилась с соседним, самым высоким курганом № 1.
Это было погребение со сложно устроенной двухуровневой конструкцией могилы, рядом с которой была поставлена повозка. У головы погребенного лежала молоточковидная костяная булавка с резным орнаментом, набор костяных бусин, зуб животного, серебряные и бронзовые подвески. На правой руке, у запястья, был браслет из миниатюрных бронзовых каплевидных подвесок.
Необычной находкой в этом погребении являются костяные бусы, изготовленные, возможно, из костей ископаемой рыбы. Известны примеры использования в качестве материала для изготовления амулетов, украшений и различных утилитарных предметов различных окаменелостей в каменном и бронзовом веках.
В период эпохи средней бронзы в Краснодарском крае произошла смена народов. Основным населением Приазовских степей теперь стали племена катакомбной археологической культуры и синхронные им представители северокавказской археологической культуры.
Катакомбная археологическая культура (XXV-XXI вв. до н.э.) представляла собой ряд самостоятельных, но близких по облику культур степной полосы Восточной Европы от Урала и Северного Кавказа до нижнего Дуная. Племена этой культуры занимались преимущественно кочевым скотоводством, но в лесных районах они могли сочетать перекочевки с содержанием скота в стойлах. Кроме этого они собирали дикорастущие злаки, возможно, даже предпринимались первые попытки самим выращивать зерно. Широко использовали транспортные средства ‑ четырехколесные повозки. Известны долговременные поселения.
Северокавказская археологическая культура (конец III ‑ начало II тыс. до н.э.) была распространена от Калмыкии до Таманского полуострова и делилась на несколько локальных вариантов. Основным занятием носителей этой культуры было комплексное хозяйство, сочетавшее оседлое скотоводство и земледелие.
В могильнике «Динская 29» этой культуры представлено погребениями в всех курганах, а курган № 4 был сооружен носителями северокавказской культуры. Специфика этих погребений ‑ они не содержали никакого погребального инвентаря.
Погребения нового населения (катакомбной и северокавказской археологических культур) несколько отличались от предшествующей эпохи, но сохраняли много общих черт с ними: органическая подстилка под погребенным, использование охры, малое количество погребального инвентаря. Отличия состояли в форме могильных ям, позе и ориентировке покойного, помещение в погребение частей жертвенных животных или заупокойной пищи. В одном случае вход в погребальную камеру катакомбной культуры был оформлен дугообразными прочерченными по плотному грунту линиями.
Среди наиболее интересных находок из погребений эпохи средней бронзы ‑ астрагалы, костяные булавки, миниатюрные бусины из кости, створки морских раковин, маленький керамический сосудик и изделия из бронзы: проколка, подвески и посоховидная булавка.
Несколько погребений, так называемые «пакетные», отличались специфическим оформлением захоронения: расчлененный скелет компактно уложен на дно могилы. Чем вызвана такая традиция и причины ее использования ‑ вопрос дискуссионный.
Этап позднего бронзового века в могильнике «Динская 29» представлен погребениями срубной археологической культурой (XIX-XIV вв. до н.э.). Памятники срубной культуры (поселения, грунтовые и курганные могильники) были распространены в степной зоне Восточной Европы от Урала до Днепра. Основа хозяйства ‑ стойловое и отгонное скотоводство, в отдельных случаях его дополняло примитивное земледелие. Погребальный инвентарь, за редкими исключениями, беден.
Всего в курганном могильнике у ст. Динская обнаружено 4 погребения, которые можно определить как принадлежавшие к срубной культуре. Все они были безынвентарными, но определяемые по особенностям погребального обряда.