Рассмотренные погребения покровской культуры с наконечниками копий обладают комплексом общих обрядовых показателей. В них преобладает ингумация, хотя в Карамыше, вероятно, было трупосожжение на стороне, а в Покровском кургане №8 кенотаф. Все трупоположения индивидуальные и принадлежат взрослым мужчинам, помещенным в позе адорации, черепом на север с небольшими отклонениями. Такая поза погребенных характерна для покровской культуры, а не для абашевских древностей (Малов Н.М., 1989, с. 94). Достаточно крупный объем могильных ям колеблется в пределах 8-41 куб. м., составляя в среднем 15 куб. м. Особенно поражают масштабы работ по выемке грунта, выполненных при сооружении гробниц с наконечниками копий в Покровске (к. 7, 15), Медяниково и Березовке, потребовавшие наиболее крупные затраты общественной энергии. Особый статус погребенного с копьем в Медяниково дополнительно отмечен “шкурами” двух коней, помещенных на краю могилы. Известно, что у индоиранцев убийство коней на царских похоронах могло совершаться с целью “передать царю сверхъестественные силы убиваемого коня, наделить царя бессмертием” (Кузьмина Е.Е., 1976, с. 74).
Развитие населения гигантской территории, занятой памятниками СКИО, было не всегда идентичным, определялось географическими, экономическими, культурными и общеисторическими факторами, накладывающими существенный отпечаток на темп и формы передвижения населения, его связи и формы быта (Мерперт Н.Я., 1985). Вероятно, поэтому пока еще не предложено специальное монографическое исследование, посвященное моделированию культурогенеза и социогенеза срубной культурно – исторической общности или области, основанное на систематизации и анализе всего комплекса могильников, поселений и кладов.
Становление и развитие СКИО отражает новый период относительной интеграции и контактов, диффузии представлений культового порядка, связанных с возникновением Волго-Уральского очага культурогенеза и металлургии, комплексных индоевропейских (древнеарийских и древнеиранских) предгосударственных обществ Евразии неурбанистической ориентации (Черных Е.Н., 1970; Мерперт Н.Я., 1985; Массон В.М., 1991а, 1991б, 1995; Горбунов В.С., 1991, 1992, 1994; Бочкарев В.С., 1991, 1995; Синюк А.Т., 1993). Общества степной и лесостепной Евразии эпохи СКИО реконструируются как достаточно стратифицированные в социальном плане и существенно затронутые процессом имущественного расслоения. Социально – культурные различия срубной эпохи, фиксируемые по археологическим материалам, отражают общественную структуру, называемую сложными или комплексными обществами. В западной историографии они именуются “вождеством или “чифдомом”.
Для курганов знати срубной эпохи наиболее значимыми признаками являются объем надмогильного и подкурганного сооружения, количество жертвоприношений людей и животных, металлоемкость инвентаря и др. С учетом наиболее крупного объема ямы, сложного перекрытия и столбовых конструкций, “сопровождающих” соседских погребений, “шкур” животных и жертвенной пищи, деревянной посуды, деталей лука, стрел и колчанных наборов, металлоемкого оружия (копья, ножи) и псалий, использования огня, эти могилы являются в покровской культуре наиболее престижными (Малов Н.М. 1989, с. 84 – 86). В “сопровождающих” могилах всегда погребены взрослые индивидуумы, как женщины, так и мужчины (Малов Н.М., 1987, с. 151-152). Только в Медяниково низкий социальный статус “сопровождающего” лица в погребении № 6 отмечен безынвентарностью и вмятиной от удара на темени.
Покровские погребения взрослых мужчин-лидеров, кроме наконечников копий и керамики, содержат самый «богатый» и разнообразный комплекс дорогого, функционально и сакрально значимого инвентаря. Можно полагать, что мужчины с копьями занимали при жизни самое высокое место среди архаичных лидеров “покровского субсоциума”. Скорее всего, здесь погребены архаичные “вожди-герои”. Они монополизировали и выполняли самые высокие общественные, воинские, а иногда и жреческие функции. Остальные социально значимые погребения покровской и срубной культур Нижнего Поволжья не превосходят их по совокупности компонентов обряда и инвентаря. Более того, могилы СКИО с навершиями булав имеют гораздо меньший объем.
Во многих “престижных” захоронениях покровской культуры присутствует керамика, близкая к абашевской и синташтинско-аркаимской. Это позволяет допускать, что некоторые выходцы из этих культур принадлежали к родоплеменной элитной верхушке покровской культуры. Однако, воздействие на организацию военного дела покровской культуры, вероятнее всего, было более существенным со стороны синташтинскоаркаимской, а не абашевских культур (Малов Н.М., 1991, с. 38 39).
Вместе с окончанием бытования покровской культуры в погребальной традиции СКИО исчезает обычай класть металлические наконечники копий в могилы элиты, хотя такое оружие изготавливали литейщики (Malov N., 2002). Таким образом, наконечники копий служат своеобразным знаком престижности военного дела и материальной ценности для мужской части архаичных “лидеров-героев”, “бигменов” покровской культуры. Исходя из вышесказанного, полагаю, что наконечник копья – достаточно эффективное, престижно-ценное и дорогое, не только “военное”, но и “сакральное” оружие данной культуры. Его первобытно-престижная значимость и ценность, как инсигнии «военной и духовной» власти, была здесь гораздо выше, чем у топора, булавы, трости, посоха и плети.
Военный фактор играл существенную роль в культурогенезе, экономике и социогенезе покровской культуры. Поэтому “покровские вожди-герои”, “бигмены” или “чифмены” сопровождались комплексом такого высоко эффективного оружия, как копье и детали лука, дополненного ножами. В эту раннюю эпоху сложения Волго – Уральского очага культурогеза отмечается сакрализация военного дела и усиление военной верхушки (Бочкарев В.С., 1982; Цимиданов В.В., 1990; Бочкарев В.М., 1991; Массон В.М., 1991; Цимиданов В.В., 1992; Малов Н.М., 1993; Малов Н. М., 1995; Мамонтов В.И., 1996; Цимиданов В.В., 1996). Престижность военной сферы и военной доблести как фактора жизнеобеспечения и экономики резко повысилась в покровской, синташтинско-аркаимской и сейминско-турбинской культурах в эпоху сложения Волго-Уральского очага культурогенеза. Наблюдается определенная “милитаризованность” погребального инвентаря именно в этих волго-уральских культурах, стоящих у истоков формирования данного очага. В этой связи заслуживает внимания интересная идея о противостоянии культурной зоны Синташта-Покровск другой культурной зоне Турбино-Сейма (Гончарова Ю.В., Бехтер А.В., 1999).
Социально-культурные различия, фиксируемые по археологическим материалам в покровской культуре, сходны, но не тождественны, с общественной структурой, называемой «вождеством», или «чифдомом». Такие первобытно-престижные и сложные общества, где военная активность и власть была важной предпосылкой военного варианта политогенеза, обозначают термином «военное вождевластие» или «военная дуксократия» (Першиц А.И., 1992, с. 183-185; Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнилерман В.А., 1994; Семенов Ю. И., 1999).
К этому типу первобытно-престижных обществ, вероятнее всего, и принадлежали носители покровской культуры. Экономика здесь делилась на жизнеобеспечивающую и престижную. Покровская культура была существенным образом затронута имущественным расслоением. Ее элита была достаточно гетерогенна, имела несколько прослоек светских, воинских и духовных лидеров. Позже элитные погребения СКИО уже не столь впечатляющи. В погребения срубной и алакульской культур практически перестали помещать не только наконечники копий, но также псалии, детали конской узды, колесницы и другой колесный транспорт. Тем не менее, вряд ли следует утверждать, что “срубное общество” внезапно остановилось или повернулось вспять. Скорее всего, закончилась эпоха крупных военных столкновений и усиления роли военной власти вождей, одним из итогов которых явилось сложение крупных андроновской и срубной археологических областей.
Новые археологические культуры, их образующие, уже существовали в более стабильных и мирных условиях, что привело к смене идеологических представлений. Эта мирная эпоха своеобразно отразилась в социальной, религиозной и поминально-погребальной сферах различных срубных культур Евразии. Захоронения стали более унифицированы, “скромны” по сравнению с покровскими, но более схожи с бабинской культурой. По затратам общественной энергии погребальная обрядность элиты срубных культур стала “рациональней”, “экономнее” и менее “расточительной”, чем в предшествующую покровскую эпоху. Возможно, что при погребении большинства представителей элиты классических срубных культур наиболее знаковыми стали не воинские, а иные сферы деятельности.
Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.