Предмет и задачи археологии

Предметами исследования в археологии являются древности, преимущественно вещественного характера (граница между историей и археологией – история изучает преимущественно письменные материалы.) Таким образом, археология – это наука изучающая прошлое, преимущественно по вещественным остаткам. Слово «археология» произошло от греческого ἀρχαῖος — древний и λόγος — знание, изучение. Платон ввёл этот термин в IV веке, но тогда за этим словом стояло изучение истории (например, Флавий «Археология Иудеи» — исторический труд). Древними предметами греки интересовали, но видели в них материализацию божественного (например, каменный наконечник – молния, которую метнул Зевс и на земле она окаменела.) Такие предметы часто собирались в домах. Греками осуществлялись и раскопки, но с практической целью, например, изучить устройство фундамента.

Базовые понятия.

Культурный слой образовывается в результате жизнедеятельности людей, насыщен органическими и не органическими остатками. Именно его изучают археологи. Цвет – черный, коричневый, серый. Может быть как несколько сантиметров, так и множество метров (в Новгороде, например, он достигает – 10/11 метров).

Археологический памятник – объект, который остаётся в результате жизнедеятельности человека.

Типы археологических памятников:

1.  Археологические памятники открытого типа – поселения (общее название группы археологических памятников, различных в разные эпохи)

—  Стоянки (самые древние, иногда располагались в пещерах, иногда на открытых поверхностях; ранние этапы каменного века; обнаружение затруднительно, большей частью случайно – при размыве или сломе грунта, пещеры)

—  Неукреплённые поселения (формируются рано, в неолите, конце каменного века, могут стоять рядом с друг — другом, образовывая группы, могут располагаться кругом).

укреплённые:

—  Городища (укреплённые поселения, появились в эпоху бронзового века в следствии усиления коммуникаций, формирования класса воинов, образования государств).

(Существуют исключения, например — Иерихон относят к каменному веку, но это город с башнями, каменными стенами, культовыми захоронениями, что является интересным археологическим феноменом.)

—  Города (регулярная планировка («Гипподамова система» — прямые улицы, пересекающиеся по прямыми углами), как правило, есть оборонительные сооружения, получившие особое развитие в средние века, так называемые донжоны)

—  Мегаполис (изучение процесса образования мегаполиса занимается урбанистическая археология)

Во многом города образовывались из-за культовых мест, в процессе обживания территории традиционного обитания племени, из-за торговых путей.

2.  Погребальные памятники (археологические памятники закрытого типа)

·  Комплекс вещей из той эпохи, в которой жил погребённый

·  Представление о загробной жизни (место погребения может выглядеть как модель жилища, изображать транспорт в потустороннюю жизнь, например лодки на которых сжигали воинов)

По наружным сооружениям:

—  Курганы (4-3 тыс до н. э., бывают разных размеров, до 20 метров; встречаются курганные группы)

—  Грунтовые

—  Мавзолеи, пирамиды, склепы

По обряду погребения:

—  Трупозоложение (ингумация) – различаются по позе тела человека при погребении, встречаются лежачие, сидячие, изредка стоячие.

—  Кремация;

—  Мумификация;

—  Не обычные варианты (в зороастризме тело нельзя предавать огню, воде или земле, строилась специальная башня, куда наверх помещали тело, до тех пор пока птицы, солнце и проч. не очистят тело до скелета, после чего кости запирались, помещались в урну и хранились в доме, в специальной комнате; финно-угорское погребение в «домиках мёртвых» — деревянный склеп, возводимый на сваях в лесу, где оставляли кости или продукты трупосожжения).

3.  Культовые памятники

—  Языческие святилища (возникают в каменном веке и встречаются вплоть до наших дней);

—  Храмы (появились на Ближнем Востоке ещё на границе каменного века, храм выступал как система аккумулирования земледельческого знания, там же хранились запасы, которые раздавались общине);

—  Монастырь (комплекс зданий; впервые появился на территории южной Азии);

—  Часовни;

—  Места особого значения (например фигуры вырубленные в скале).

4.  Инженерные сооружения древности

—  Различные гидросистемы (осушение, орошение, дамбы);

(В Центральных Каракумах экспедиция российских археологов под руководством обнаружила погребенные под песками города и поселения, снабженные ирригационными системами, по которым вода подавалась на пастбища и луга).

—  Горно-металлургические сооружения (шахты, плавильные печи, отвалы шлаков);

—  Фортификационные сооружения (стены, валы, рвы, башни; встречаются стоящие отдельно от городов);

—  Отдельные находки (клады; наборы комплектов вещей, от наконечников серпов или оружия до ювелирных украшений; возможно, приносились в жертву богам);

—  Мегалитические сооружения древности (крупные блочные камни):

·  Кромлехи (стоящие кругом);

·  Дольмены (каменные плиты, сложенные в подобие закрытого ящика: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; шестая плита является днищем, в передней плите, как правило, имеется отверстие, чаще всего круглой формы, иногда с каменной пробкой);

·  Менгиры (отдельно стоящие вертикальные блоки; начали возникать ещё до н. э.);

Понятие археологической культуры.

Этот термин возник при столкновением с трудностью в различии народов, (т. к. археология имеет дело в основном в бесписьменным периодом), таким образом, он был введён для отличия этнических и культурных образований. Археологические культуры, как правило, различаются по:

—  Обряду погребения;

—  Украшениями;

—  Формой и декором керамики;

(Менее информативно)

—  Конструкции жилища (жители схожего климата создавали жилища похожего типа);

—  Оружие (часто привозное).

Основные этапы развития археологии.

Как наука археология сложилась на рубеже 19-20 веков, а прежде этого она прошла ряд формирующих этапов:

·  Первый этап — первоначальное накопление материалов.

Этот этап начался ещё в Древнем Риме и связан с формированием Римской империи. Когда римляне вторглись на территории Греции, их поразили греческие скульптуры и вазы, в последствие, они активно вывозились захватчиками, в Риме открылись домашние музеи, лавочки торгующие копиями и древностями. Появился термин «антиквариат», то есть – древности.

Римские копии, выполненные из камня, сохранились гораздо лучше и в больших количествах, чем бронзовые оригиналы, которые были более хрупкие, к тому же бронза активно переплавлялась. Некоторые бронзовые оригиналы были найдены на морском дне, среди затонувших кораблей.

Коллекционировались так же геммы – резные камни.

Римляне копировали и древнегреческие тексты, переводили их на латынь, что так же помогло их сохранить и в дальнейшем — исследовать.

Великое переселение народов в середине первого тысячелетия привело на римские территории племена варваров. Многие культурные и художественные объекты были ими разрушены, скульптура, например, воспринималась как божество и уничтожалась. В средние века так же уничтожались античные коллекции.

Перерыв в накоплении материала длился до эпохи Возрождения.

— этап раскопок

В 18 веке, в эпоху Просвещения материал не только накапливался, но и серьёзно исследовался. Случайное обнаружение на юге Италии городов, Помпеи и Геркуланум, погребенных при извержении вулкана Везувия, предоставило исследователям материал бытового характера (предметы быта лежали на своих местах).

Вследствие промышленной революции территории городов расширялись, велось активное строительство и рабочие стали сталкиваться с различными археологическими находками, которые передавались в музеи, где со временем скопилось колоссальное количество не систематизированного материала.

Со временем сформировались четыре основных направления:

Классическая археология – античность.

Первобытная археология – кости, каменные орудия, бронзовое оружие.

Восточная археология – на рубеже 18-19 веков возникла потребность найти путь на восток через континент. Османская империя, занимающая это направление, в ту пору, не пропускала без специального разрешения. Таким образом сложилось, что раскопками и покупками археологических объектов занимались торговцы, дипломаты и, так называемые, «промышленные шпионы».

Большой прорыв в исследовании Египта совершила экспедиция учёных из университета Франции, организованная Наполеоном для исследований в Северной Африке. В ходе их работ был обнаружен Розетский камень, содержащий надпись одного и того же содержания, но на трёх языках – египетские иероглифы, древнегреческий и новогреческий тексты. Это послужило ключом для расшифровки иероглифов, стали читаться египетские тексты, восстанавливаться множество исторических событий.

Средневековая археология – возникла из необходимости уточнять детали исторических событий. Летописи могли подробно описывать какую-либо битву, что провоцировало интерес посетить описанное место, найти захоронения и прочее. Проблемой было то, что реки, вследствие вращения Земли, изменяли топографию, описываемые леса могли вырубаться и распахиваться под поля и наоборот.

Так же активно стали изучаться фортификационные строения.

·  Второй этап – формирование методов исследования.

Для изучения археологических материалов каждого из направлений требовалось обладать различными специфическими знаниями – владеть языками, знать состав флоры и представителей фауны изучаемых регионов, владеть историческими знаниями.

В 19 веке остро встала проблема создания систематизации накопленного музеями материала.

В ходе подготовки Томпсонов выставки древностей в Копенгагене им было создано деление, названное позже триадой Томпсона. Древности делились на три больших эпохи – каменный век, бронзовый веки железный век.

Свой вклад в систематизацию внёс Оскар Монтелиус. Он разделил предметы по общему назначению – оружие, украшения, посуда, орудия труда, и систематизировал их по эволюции формы – от простой к сложной (типологические ряды). Эта система успешно работала, но дорабатывалась, так как простейшая форма не всегда была первой хронологически. Она используется до сих пор и по этому принципу составляются типологические каталоги.

Таким образом сформировался типологический метод исследования, который предполагает, что определённая форма на определённой территории связана с определённым временным материалом и по вещам можно создать систему относительной хронологии (то есть разделить – одна более ранняя, другая более поздняя).

В начале 20 века Борис Формаковский, при исследовании древнегреческого города Ольвия, находящегося на территории современной Украины применил метод, получивший название стратиграфический метод исследования. Город стоял отдельно и не застраивался, поэтому культурные слои были полны материала пригодного для изучения. Когда определенный слой грунта снимался, археологи записывали всё, что находилось на одной горизонтали.

Таким образом, стратиграфический метод – это описание слоёв. Он хорошо работает совместно с типологическим методом, внося свои коррективы.

К началу 20 века археология полностью сформировалась как наука, обрела свой объект изучения и методы его исследования.

Естественные и научные методы исследования в археологии:

I Реконструкция окружающей среды (помогает определить род занятий человека, тип его жилища и прочее);

II Человек и проблема его адаптации в окружающей среде;

III Древние техники и технологии. (состав и структура металла, керамики, красителей, стекла и т. п.);

IV Поиск и неразрушающее исследование археологических объектов.

V Компьютерная обработка данных.

Археология – источник данных для многих наук, географы, почвоведы, биологи и др. с помощью неё получают материал с привязкой ко времени.

Методы к I:

—  По пыльце растений. Она сохраняется бесконечно долго, у каждого растения своя конфигурация пыльцы. Проблема этого метода в том, что пыльца разлетается на довольно большие расстояния, переносится людьми, животными.

—  Фитология. Метод изучения фитолитов состоит в том, что в земле содержатся микроскопические, не поддающиеся распаду остатки давно погибших растений. Этим остаточным фрагментам, присущи индивидуальные формы, различные у разных растений.

Растения набирают из почвы материал для клеток (в основном кремний), который остаётся после гибели растения в почве, в форме «скелета» растения, их анализ позволяет почвоведам судить о том, когда, например, луг сменился лесом. Некоторые археологи могут использовать анализ фитолитов для изучения сельскохозяйственной деятельности древнего человека, составлять план изучаемых территорий – где проходили дороги, где сады, огороды, хозяйственные постройки. Применяются в изучении курганов, например, при обнаружении символических могил (не содержащих тела человека, ещё называются «кенотафами») анализ фитолитов показал, что там находился муляж тела из ветвей и цветов.

—  Анализ макро — растительных форм. Это остатки семян, плодов, дерева. Они плохо сохраняются, в основном пригодны для изучения остатки, обнаруженные в очень сухом климате или, наоборот, в заболоченных территориях.

—  Кости животных, рыб. Позволяют увидеть, в том числе и влияние климата на человека.

Палеогенетика получает некоторый генетический материал для изучений;

Биохимия определяет набор продуктов питания по комплексу элементов, накапливаемых из среды и продуктов питания, воды.

Изотопы в костях (углерод, стронций) позволяют вычислить мигрантов на новую территорию и диету человека (преобладание мяса, рыбы, растительной пищи).

Методы к II. Проблемы адаптации.

·  Биологические. Микроэлементы изменяют человека на фоне питания, например, селен – стимулирует мозговую деятельность и таким образом диета богатая продуктами содержащими этот микроэлемент к более высокому уровню умственного развития.

·  Культурные. Использование возможностей окружающей среды в процессе выживания (особенно актуально для ранней стадии развития человечества (древний человек) либо для особых климатических зон, как то побережье, подножие вулкана и т. п.). Исследуется то, в каких формах существует поселение, чем занимаются люди (земледелие, скотоводство, собирательство) и как это соотносимо с данными климатическими условиями.

Методы к III. Техника и технологии.

Изучение состава вещества и применяемых техник изготовления даёт дополнительную информацию для изучения истории определённой культуры.

—  Спектральный анализ. Удобен для изучения составов металла и стекла, но этот метод является разрушающим (для анализа требуется небольшой фрагмент, который в процессе сгорает). Требует эталоны (для сравнений).

—  Лазерный метод. Выжигает лучом небольшую точку на изучаемом предмете. Так же разрушающий и требует эталонов.

—  Волновой метод (рентген). РФА (рентгенофлуоресцентный анализ) основан на анализе спектра, полученного путём воздействия на исследуемый материал рентгеновским излучением с целью получения его элементного состава (только качественный состав). Анализ очень быстрый, можно применять портативно, но он так же требует эталонов.

—  Хроматографический анализ. Образец выводится в раствор, исследуется его испарение (используется для изучения органических соединений).

Технологии.

Различные технологии по-разному отражаются в кристаллической структуре вещества. Таким образом, изучается кристаллическая решетка (где она имеется).

Технологии передавались внутри узкой социальной группы, держали в секрете. Порой сами металлы считались священными и к процессу их изготовления не допускались посторонние. Таким образом, появление новой технологии на изучаемой территории – или миграция, или новые торговые отношения.

В изучении керамики важны макро — показатели (структура изучается петрогрфическим анализом), как склеивалась, окрашивалась, обжигалась, какие углы соединения элементов. Все эти черты индивидуальны для культурных групп и также передавались среди них. Керамика ещё более привязана территориально – она обычно делалась из местных глин, местными мастерами, рядом с карьерами, где добывалась.

Стекло не имеет структуры, изучается или состав (спектрально) или макро — показатели.

Методы к IV. Поиск, не разрушающие методы:

—  Классический – систематический осмотр территории, с использованием карты;

—  Авиа – съёмка с небольшой высоты; космическая съёмка (сложна в дешифровке – большое количество пятен);

—  Магнитная разведка – магнитометром изучается территория с последующим анализом для выявлений аномалий. Магнитное поле Земли со временем меняется, а глина фиксирует магнитные показатели в момент, когда была обожжена. Таким образом, в местах скопления керамики (посуда, сырцовый кирпич и проч.) возникают магнитные аномалии.

—  Электроразведка – разные материалы имеют разную электропроводимость, электродами, воткнутыми в землю, делается сетка на изучаемой территории, пропускается ток, и показатели фиксируются специальной компьютерной программой, которая моделирует план поселения.

—  Химическая разведка – позволяет найти границы поселения, ориентируясь по фосфору, который выделяется в отходах всех видов.

—  Сложные технические методы. Например, город Рим стоит на месте античного строения и для его изучения использовались акустические волны, которые показывали точное место для бурения, для осмотра использовались телескопические камеры.

Проблема абсолютного датирования.

Вспомогательные дисциплины во многом помогают установить конкретные даты.

Нумизматика – появились только в I тысячелетии н. э., некоторые трудности состоят и в том, что монеты были в ходу продолжительное время, при обнаружении подобных кладов датировка производится по хронологически последней.

Сфрагистика (изучение печатей) – появились в 4-3 тысячелетии до н. э.

Эпиграфика (наука о текстах) – ограничена развитием письменности, первые тексты – 4-3 тысячелетие до н. э. (шумеры).

Радиоуглеродный анализ.

Предложен Уиллардом Либби в 1946 году. Количество C 14 в природе примерно одинаково из-за активного перемешивания атмосферы и, поскольку, все живые организмы постоянно участвуют в углеродном обмене, получая углерод из окружающей среды, в клетках накапливается и распадается C 14. С гибелью организма углеродный обмен прекращается. После этого стабильные изотопы сохраняются, а C 14 постепенно распадается, в результате его содержание в останках постепенно уменьшается. Зная исходное соотношение содержания изотопов в организме, и определив их текущее соотношение в биологическом материале, можно установить время, прошедшее с момента гибели организма.

Этот процесс зависит от фотосинтеза и потому количественные константы C 14 различны, системы эталонов разрабатываются по старейшим деревьям (удобно отслеживать каждый год по кольцу). В Америке для этих целей изучали сиквои (через пропил), а так же древнейшие упавшие деревья, которые хранятся и не убираются в национальном заповеднике. В Великобритании использовали для изучения дубовые сваи замков (к тому же был известен год закладки многих замков, что позволило сделать систему практически без погрешностей).

Этим занимается дендрохронология (используется, в том числе, для изучения живописи, выполненной на досках).

Одна из сложностей «эффект водоёма» – живущие на берегах водоёмов преимущественно питаются рыбой, которая питается на дне водоёма, где процесс фотосинтеза гораздо медленнее, содержание C 14 меньше, т. е. всё как бы «старее» чем есть.

Статья неполная. Сайт фриланса.

https://pandia.ru/text/77/284/71525.php