Скифские золотые украшения, инкрустированные самоцветами, как магнит, притягивают к себе людей с разными целями. Для чистоты интереса к этим артефактам — профессионализма недостаточно.
Первые археологические находки были сделаны в XIX веке (В Керчи) лицом официальным, но уволенным, однако, по причинам сомнительного характера. Ашик Антон Бальтазарович (1801-1854) несколько лет был директором музея древностей в Керчи, но раскопки скифских курганов вёл без полевого журнала и описи. В итоге, многие ценности обнаруживались в иностранных музеях, если вообще обнаруживались, некоторые из них попали в Эрмитаж.
К первому тысячелетию нашей эры, в причерноморских территориях России полихромная ювелирная техника уже достигла своего рассвета. Найденные на полуострове украшения не имеют аналогов на Западе или на Востоке. В Римской и Иранской культурах не прослеживается Звериный стиль, а самые древние артефакты Крыма, датируемые первым тысячелетием до нашей эры, исполнены как раз в этом стиле — инкрустация бирюзой подчёркивала изображения животных, поэтому стиль этот назвали «Бирюзовым».
Особое место среди таких археологических находок занимают золотые украшения с сердоликом. Художественно они решены несколько иначе — вкрапления сердолика в ажурную золотую пластину, но ювелирная техника общая. «Сердоликовый» — так назвали этот стиль.
Лучший в Европе сердолик добывают рядом с Коктебелем, на горе ювелиров — Чёрной. Подножие её омывает Чёрное море, между мысами Слон и Плойчатый оно образует бухту — «Сердоликовую». Крымские месторождения известны с глубокой древности. Археологические находки в этом стиле датируют III веком.
К сожалению, многие скифские курганы привлекают корыстный интерес — разграблению они подвергались даже в третьем тысячелетии нашей эры, то есть, совсем недавно — в постперестроечное время, и не только курганы. Следы золота теряются то ли в Латинской Америке, то ли в Северной Америке, то ли гораздо ближе — на Западе Евразии.
В 2013 году в Германии проходила выставка скифского золота, в феврале 2014 года она открылась в Амстердаме и… не закрылась до сих пор. Амстердам решил не отдавать золота Крыму, и это понятно, где им ещё взять скифского золота?
В Западную Европу вывезли коллекции археологических находок из четырёх музеев Крыма, расположенных в Керчи, Севастополе, Бахчисарае и Севастополе, — две тысячи предметов, исполненных в Зверином стиле. Среди них — знаменитое изображение существа змеиноморфной природы, известное как змееногая богиня (такие изображения встречаются в Суздальском раскопе). Также в коллекции были представлены оружие, ритуальный шлем, зооморфные сосуды, золотой грифон, конская сбруя, витая пектораль с наконечниками в виде скифских всадников и золотые кружевные украшения. Эти археологические находки известны на весь мир, помимо исторической ценности они имеют весомую стоимость в денежном выражении, свыше 500000 евро. Возвращать артефакты в родные места не торопятся.
В этой связи стоит заметить, что Египет требует у Германии возвращения скульптурного портрета Нефертити с 1930 года. Греция просит Великобританию вернуть скульптуры Парфенона с 1982 года. Турция просила Германию вернуть сфинкса Хеттского царства почти 70 лет, и те вернули, только после угрозы запретить немецким археологам въезд на территорию Турции. Россия въезд на её территорию иностранным археологам запрещать не собирается.
Четыре крымских музея, на всякий случай, в марте 2019 года, подали апелляцию в Амстердамский суд, а российские археологи продолжили обследование разграбленных и неразграбленных скифских курганов на полуострове. Легче и быстрее раскопать скифские древности, чем добиться возвращения уже найденных. Очередные археологические находки ждать себя не заставили.
В позапрошлом археологическом сезоне, в 2017 году, в кургане рядом с рекой Усть-Альма уже были найдены 140 золотых артефактов, очень похожие на часть предметов, застрявших в Амстердаме. Кстати украшения аналогичны тем, которые находят в курганах Московской и Смоленской областей и в Звенигороде — золотые серёжки-бубенчики с зернью.