Статуэтка из раскопок Чекона

Путешествие маленькой статуэтки

Во время исследований поселения Чекон, расположенного в Краснодарском крае, проведенных экспедицией АНО «НИЦ» под руководством А.И. Юдина (Саратов) и С.Н. Кореневского (Москва) в 2018 г. сделано много интересных находок, некоторые из них являются уникальными. Одной из них стала небольшая статуэтка, аналогов которой на этой территории больше нет.

Поселение Чекон относится к так называемой майкопской культуре, которая сама по себе загадочна и удивительна. Это довольно развитая культура раннего бронзового века, чьи племена расселились по равнинам и предгорьям Северного Кавказа и Предкавказья в начале IV тыс. до н.э. Ученые назвали древнее общество по имени большого кургана, раскопанного в Майкопе еще в конце XIX в.

Откуда пришли люди, создавшие эту культуру, точно не известно. Скорее всего, они были выходцами с Ближнего Востока, в частности, с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии. Племена майкопской культуры занимались скотоводством, примитивным земледелием, собирательством, медной металлургией и торговым обменом с соседними народами.

На поселении Чекон, названном по одноименной речке, на берегу которой оно расположено, среди многочисленных находок, обычных для памятников майкопской культуры – керамических мисок, сосудов, очажных подставок и каменных, костяных и бронзовых орудий – встречаются предметы, свидетельствующие о торговом и культурном обмене с населением сопредельных регионов.

Поселение Чекон. Общий вид раскопа №1
Поселение Чекон. Общий вид раскопа №1

Но совершенно неожиданной оказалась находка миниатюрной керамической женской статуэтки с геометрическим орнаментом, выполненным по сырой глине. Таких предметов не известно ни на Кавказе, ни на Юге России, а среди соседних степных скотоводческих племен маленькие человекоподобные статуэтки явление чрезвычайно редкое. Зато малая скульптура из глины была довольно распространена в зоне Буго-Днестровского междуречья. Возможно, здесь эта традиция возникла под влиянием соседней Трипольской культуры, уникальной для всей истории человечества, сыгравшей огромную роль в становлении цивилизации. Она возникла еще в эпоху меднокаменного века, а ее центр располагался в Днепрово-Дунайском междуречье.

Самой близкой аналогией обнаруженной на Чеконе статуэтки является находка в кургане у села Зеленый Гай Днепропетровской области (Украина). В научном мире они получили название «статуэтки серезлиевского типа». Таким образом, наша находка показывает неизвестное до сих пор направление культурных связей майкопской культуры с народами Степи. То есть не только металл и изделия из него становились предметами обмена и торговли между народами, но и керамические изделия, включая предметы культа.

Это миниатюрная антропоморфная глиняная статуэтка, высотой всего около 5 см. Она представляет собой очень схематичную, но при этом с явными женскими чертами, человекоподобную фигурку в виде столбика. Понятно, что это максимально обобщенное изображение женщины: на уровне «рук», двух коротких отростков по бокам туловища, на передней стороне показана женская грудь в виде двух выступов. Верхняя часть статуэтки – «голова на длинной шее» ‑ покрыта орнаментом из прочерченных линий и точек, вероятно воспроизводящим прическу или какой-то головной убор.

Наклоненность вперед или согнутость фигурки может объясняться тем, что прообразом статуэток были распространенные в трипольской культуре изображения сидящих женщин. Хотя некоторые исследователи считают, что это поза молящейся женщины.

Если сравнивать статуэтки трипольской культуры и соседних с ней народов, то становиться понятно, что чем дальше проникает традиция изготовлять такие фигурки в степи, тем предельно схематичнее и примитивнее становились изображения. Видимо, кочевые племена, перенимая традицию использования женских статуэток для какого-то культа, адаптировали ее под свои представления и уровень развития искусства.

Соответственно менялось и назначение этих фигурок. Все исследователи не сомневаются в их сакрально-культовом значении. В Триполье такие статуэтки использовалась в различных обрядах на поселениях и уже были стандартизированы для каждого случая. Эти предметы были найдены и в домах, и в святилищах и в погребения трипольцев, т.е. сочетали в себе множество функций: охранительницы дома, очага, посредницы между людьми и божествами. В целом можно предположить, что все статуэтки, так или иначе, были связаны с одной воплощенной идеей культа плодородия.

То, что такие статуэтки помещались в погребения, дает возможность предполагать еще одно предназначение этих миниатюрных женских изображений: фигурки индивидуальных покровителей погребенных, или отражение представлений о непрерывности цикла рождение-жизнь-смерть-возрождение.

 Остатки жилища. Место находки статуэтки
Остатки жилища. Место находки статуэтки

Степные народы, переняв традицию изготовления подобных статуэток-амулетов, использовали ее только в погребальном обряде. Поэтому все находки сделаны в погребениях или рядом с ними. Например, самая близкая по месту обнаружения к находке из Чекона похожая фигурка происходит из курганного некрополя у поселка Озерное на окраине Евпатории в Северо-Западном Крыму. Здесь она была найдена между двумя погребениями и является единственной на всем полуострове. Но не исключено, что такие миниатюрные статуэтки, которые удобно было держать на ладони, служили своим хозяевам еще при жизни.

Статуэтка с Чекона была найдена в большой яме, которая могла быть остатками жилища майкопцев, но буквально в 2-2,5 метрах от нее располагалось парное погребение, а немного дальше еще одно. Поэтому точно сказать, какую роль играла эта фигурка и была ли связана с домашним культом или погребальной традицией, сложно.

Скорее всего, сделанная на берегах Буга или Днестра, маленькая богиня-покровительница совершила большое путешествие, пройдя через многих посредников, пересекла бескрайние степные пространства Причерноморья и оказалась в руках скотовода и земледельца, жившего на берегу реки Чекон.


Опубликовано

в

от

Метки: