Погребение в катакомбе

Раскопки курганов на трассе М-4 «Дон» в Краснодарском крае

Экспедиция ООО «ЦРСП-ЮГ» проводит спасательные археологические раскопки на месте строительства автодорожного западного обхода г. Краснодар трассы М-4 «Дон». Всего археологам предстоит исследовать пять курганов разных эпох.

Сейчас уже раскопаны три кургана около села Примаки и хутора Осечки. Одна насыпь оказалась пустой и не содержала погребений. Подобная практика насыпать курган в память о сородиче, который умер или погиб на чужбине, и тело его нельзя было по какой-то причине привезти домой для захоронения. Такие символические могилы назывались кенотафы и встречаются у многих древних народов Евразии и Африки.

Второй курган был небольшим естественным холмом, в котором более 2000 лет назад похоронили степного воина-сармата, которому было 35-40 лет. От его погребального инвентаря сохранилась только часть лепного горшка и обломок железной стрелы, а в одной из нор животного-землероя обнаружили несколько кусочков мела и обломки бронзового зеркала.

Зато раскопанный курган «Примаки-3», при своей скромной высоте всего несколько десятков сантиментов, содержал одиннадцать погребений. Большинство из них относятся к среднему бронзовому веку, к так называемой катакомбной культуре. Племена этой археологической культуры или, как ее принято называть учеными, культурно-исторической общности, в XXV-XX вв. до н.э. обитали на широкой территории лесостепи и степи от Урала и Северного Кавказа до нижнего Дуная.

Как и их предшественники, катакомбники занимались преимущественно кочевым скотоводством, но в лесных районах они могли сочетать перекочевки с содержанием скота в стойлах. В этом случае они отдавали предпочтение лошадям, коровам и свиньям. Кроме скота катакомбники для пищи охотились, собирали дикорастущие злаки, возможно, даже пытались делать первые попытки самим выращивать зерно. Человек в это время умел выплавлять бронзу, обрабатывать дерево, кость и кожу, делать керамические сосуды, ткать ткани.

Образ жизни кочевых народов стимулировал появление у них различных нововведений: выведены новые породы скота, который был хорошо приспособлен к условиям кочевой жизни, совершенствовались и появлялись новые виды домашней утвари, упряжи, вооружения, одежды. Большим достижением стало широкое использование транспортных средств ‑ четырехколесные повозки.

Особенность захоронений дала название группе этих племен ‑ своих умерших сородичей они помещали в Т-образных ямах-катакомбах. Могила состояла из входной ямы и выкопанной в одной из ее стенок погребальной округлой камеры. Над ямой насыпался курган, но чаще могила устраивалась в уже существующих более древних насыпях или естественных возвышениях.

Тело человека укладывалось на бок, обычно на правый, с согнутыми коленями. Такое положение называется «поза спящего». Именно так были совершены почти все погребения в раскопанном кургане у села Примаки. Обычно в могилу помещался погребальный инвентарь, он мог быть самым разнообразным: пища, орудия труда, предметы утвари, например, посуда, украшения, оружие. Но это было не обязательным явлением, а отсутствие вещей в погребении не означает бедность умершего. 4-5 тысяч лет назад понятие богатство, видимо, существенно отличалось от современных представлений. Мы мало знаем о мировоззрении людей далекого прошлого, поэтому не всегда наши предположения, с позиции современного человека, могут быть справедливыми.

В кургане «Примаки-3» набор вещей в погребениях был минимален, даже в центральном, т.е. основном, оказался только один керамический горшок с веревочным орнаментом и каменный терочник (орудие для растирания или толчения зерен, либо каких-то веществ). Но для этого человека был насыпан курган, который стал позднее местом дополнительных погребений. Значит это был уважаемый член племени, может быть даже старейшина или вождь, но их образ жизни, скорее всего, не требовал богатых даров умершему.

В одном из погребений остались следы плетенной подстилки, на которую положили умершего, в другом ‑ следы истлевшей ткани, возможно, войлока. А похороненный младенец был посыпан охрой, минеральной краской темно-красного цвета, символизирующей кровь, а значит ‑ жизнь. Для археологов важна каждая деталь, будь то форма могильной ямы, ее глубина, поза умершего, остатки его скелета. Все это дает определенную информацию для реконструкции событий и образа жизни далеких предков, возможность получить сведения о народах, населявших эти земли несколько тысячелетий назад и не оставивший после себя почти никаких следов.

В ранней истории Евразии до сих пор много белых пятен, которые еще предстоит изучить. Например, существует гипотеза, что люди катакомбной культуры были носителями индоарийского языка, соответственно, могли являться предками индо-ариев, которые позднее мигрируют в Индию и другие районы Азии.

Исследование кургана у с. Примаки закончены. Только одно из погребений оказалось поздним, III в. до н.э. Здесь был похоронен представитель местного племени меотов, которые занимали эти земли в I тысячелетии до нашей эры. Это уже совсем другая культура, другие традиции, другая история.

Раскопки под Краснодаром продолжаются, и археологи приступили к работам на самом большом кургане, высотой около 7 метров и диаметром 135 м в курганной группе «Новотитаторская-14». Начало его раскопок уже выявило несколько погребений разных культур, что же будет в центральном погребении, можно пока только догадываться.


Опубликовано

в

от

Метки: