В мае-июне 2023 г. совместная экспедиция ООО «ЦРСП», ООО «ЦРСП-ЮГ» и ООО «ЭТП» под руководством Д.Г. Баринова провела охранно-спасательные раскопки на объекте культурного наследия «Поселение «Волна-9» на Таманском полуострове.
Данный археологический памятник известен с 90-х гг. ХХ в., но до момента охранных работ на его территории производилась только разведочная шурфовка. Культурный слой поселения был неоднократно поврежден и частично перемещен во время сооружения различных инфраструктурных объектов.
Комплекс археологических материалов, полученный во время проведений работ, состоит в основном из фрагментов местной и привозной керамики, костей животных, обработанных каменных блоков и металлических изделий.
Разнообразная тарная и столовая керамика представлена предметами местного (Боспор) и импортного (Гераклея, Хиос, Синопа, Колхида) производства IV в. до ‑ II в. н.э. Остатков каменных построек не было обнаружено, а обработанные каменные блоки из известняка, вероятно, были перемещены из разрушенного во время предыдущего строительства участка памятника.
Из находок особое внимание заслуживают бронзовое кольцо из двух перевитых проволочек и фрагмент миниатюрной терракотовой гермы. Именно последняя находка является достаточно редкой и во многом необычной. Это небольшая полая внутри статуэтка, изображающая герму с головой бородатого мужчины.
Гермы представляли собой особый вид античной скульптуры, в виде четырёхгранной колонны, увенчанной головой или бюстом. Изначально на гермах было изображение бога Гермеса ‑ покровителя путешественников и торговли. Позднее стали вместо него стали изображать других богов или героев, например, Геракла.
Размерами гермы достигали человеческого роста, либо были ниже. Материалом служил в основном камен, дерево или бронза. В самой Греции гермы выполняли функции дорожных и межевых знаков, попутно служили охранителями дорог, границ, ворот, и даже надгробными обелисками. В римское время они использовались как пограничные знаки.
Особенностью этой скульптуры было размещение в нижней части гермы изображение мужских детородных органов. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность и была связана с символической производительной силой природы, порождающей жизнь, и плодородием в целом, а также параллельно выполняющая роль фетиша, отпугивающего злые чары. У Гермеса в ранней традиции было много разнообразных функций, в том числе он являлся еще и богом плодородия.
Древнейшие гермы изображали голову Гермеса с бородой и едва намеченными руками, позднее скульптурные портреты чаще были безбородыми. Впоследствии появились гермы не только с богами и героями, но и с реальными людьми, преимущественно политиками, государственными деятелями и гимнасиях, палестрах и других общественных сооружениях.
Кроме капитальных скульптурных изображений, изготавливались маленькие терракотовые гермы для домашних алтарей, святилищ, помещения в могилу (Гермес ‑ проводник душ умерших в подземной царство Аида) и других целей. Появились и совсем миниатюрные подвески в виде герм, в частности, сделанные из египетского фаянса.
В нашем случае герма изготовлена из красной глины с примесью слюды. Техника выполнения терракотовой статуэтки аналогична другим массовым изделиям мелкой пластики античного периода: передняя сторона статуэтки оттиснута в форме, обратная сторона заглажена от руки. Верхняя часть гермы сплошная, остальная и несохранившаяся подставка ‑ полые.
Герма представляет собой массивный прямоугольный столб, в верхней части 2 боковых трапециевидных выступа, расположенных почти на одном уровне относительно друг друга. Нижняя часть с подставкой и левый выступ торса утрачены в древности, а сохранившаяся высота составляет 8 см.
Верх гермы венчает голова бородатого мужчины. Лицо с достаточно четко выделенными чертами; борода скорее окладистая, и, возможно, с обвислыми усами. Сохранность головы статуэтки не позволяет точно определить, есть головной убор у Гермеса. Не исключено, что на голове был надет петас, шляпа для защиты от солнца, являющаяся одним из атрибутов бога, наравне с кадуцеем и крылатыми сандалиями. В нижней части условного торса изображен прямостоящий фаллос. Можно допустить, что герма изображает все-таки не Гермеса, а кого-то другого, например, почитаемого в этих краях, Геракла или Ахилла.
Подобные терракотовые гермы на Таманском полуострове и сопредельных территориях находили неоднократно, и большинство из них были местного производства. Они известны по раскопкам греческих городов Кепы (п. Сенной), Гермонасса (п. Тамань), Горгиппия (г. Анапа), поселения Вышестеблиевская-3, у хутора Рассвет и других.
В ранний период освоения греками побережья Черного моря мелкая терракотовая пластика была чаще всего привозной, из Греции, а позднее в крупных городах Причерноморья мастера освоили самостоятельное производство предметов культа из керамики.
Время бытования терракотовой гермы из раскопок поселения «Волна-9» можно определить рубежом нашей эры, хотя некоторые архаичные элементы иконографии изображения позволяют предполагать и более раннюю датировку находки.