Разработка паспортов объектов культурного (археологического) наследия.

Паспортом объекта культурного (археологического) наследия называется основный учетный документ ОКН, который содержит все из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Паспорт оформляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия после включения ОКН в реестр.

Данный документ подтверждает, что тот или иной объект является памятником истории и культуры, находящимся под защитой государства, вне зависимости от его статуса муниципального, регионального или федерального значения и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. В соответствии с законодательством РФ, паспорт ОКН необходим для осуществления любых сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, на котором этот объект располагается.

Паспорт объекта культурного наследия имеет утвержденную органом исполнительной власти форму и перечень обязательных сведений, содержащихся в нем. К ним относится следующая информация:

— наименование объекта культурного наследия;

— дата создания ОКН, дополнительные сведения о времени перестройки или реконструкции объекта, а также исторических событий, непосредственно с ним связанных;

— категория исторического и культурного значения объекта;

— вид ОКН и его принадлежность;

— документ, на основании которого объект культурного наследия был включен в государственный реестр;

— адрес (если таковой имеется) или местонахождении ОКН;

— территория объекта, где указываются границы территории ОКН в соответствии с актом органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия со всеми его выходными данными;

— описание предмета охраны объекта культурного наследия, с отражением в нем всех характерных особенностей ОКН, на основании которых он был включен в государственный реестр;

— фотографическое изображение внешнего вида ОКН;

— наличие или отсутствии зон охраны этого объекта с указанием выходных данных документа об утверждении указанных зон.

Порядок разработки, оформления и выдачи паспорта объекта культурного (археологического) наследия определяется законодательно и устанавливается федеральным органом охраны объектов истории и культуры. Паспорт разрабатывается и выдается Управлением по государственной охране объектов культурного наследия в регионе нахождения объекта.

Паспорт должен оформляться в нескольких экземплярах, так как один из них направляется в Росохранкультуру, где приобщается к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия; второй — остается в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия, оформившего данный паспорт. Третий экземпляр паспорта направляется в соответствующий территориальный орган Росохранкультуры, а четвертый передается собственнику или законному владельцу объекта культурного наследия или земельного участка, на территории которого располагается объект археологического наследия. В случае, если территория ОКН находится в собственности сразу нескольких лиц, то паспорт выдается каждому из них.

Сбор необходимых сведений для паспорта объекта культурного (археологического) наследия могут осуществлять специализированные организации, уставной целью деятельности которых является проведение работ по изучению и сохранению ОКН, и имеющие в своем штате квалифицированных специалистов по необходимому научному направлению.