Региональные различия престижных погребений эпохи бронзы. Часть 3.

В Березовском кургане с копьем имелся широкий, но короткий пест, судя по форме, для растирания. Для воина, а тем более вождя, предмет странный. В арийских ритуалах пест и ступка имели важнейшее значение, так как использовались для приготовления священного напитка — сомы (хаомы) (В качестве примера можно привести выдержку из Авесты: “Где первая из этой земли наирадостнейшая?” И сказал Ахура-Мазда: “ Та, где да пройдет муж праведный, о Спитама-Заратуштра, с дровами (для алтарного огня) в руках, с барсманом в руках, с молоком в руках, со ступкой в руках, в согласии с Верой слово возглашающей Митре широкопастбищному…”). Следует отметить находку тщательно изготовленной ступки в сочетании с богато орнаментированным бронзовым топором в Саратовском Правобережье Волги в одном из катакомбных погребений (Матюхин А.Д., 1994, с. 91).

Одним из показателей престижных погребений является наличие в них деревянных сосудов с бронзовым окладом по краю венчика. В сочетании с копьями они встречены в Покровском кургане 7/3, в кургане с бронзовым копьем у с. Широкий Карамыш и в Берёзовском кургане. Как показал анализ взаимовстречаемости различных предметов в воинских погребениях Волго-Донского региона, проведенный В.В. Цимидановым, деревянные сосуды с бронзовой накладкой не сочетаются в одном комплексе с атрибутами власти менее высокого ранга, чем копья (Цимиданов В.В., 1992, табл.). С топорами и булавами их нет, так же, как и в погребениях с псалиями. Таким образом, взаимовстречаемость деревянных чаш с другими предметами указывает на их исключительно культовую роль и принадлежность их священнослужителям. Характерно, что и в Бородинском кладе, помимо копий и прочего инвентаря, имелась деревянная чаша, что, по мнению И.Ф. Ковалёвой, “может рассматриваться как свидетельство принадлежности последнего военному вождю, наделённому также сакральной властью” (Ковалева И.Ф., 1989, с. 25-27). На чашах из погребений оклад покрывает лишь небольшую часть венчика, достаточную для питья. Считается, что такие сосуды использовались жрецами для ритуального потребления напитков (сомы). Многочисленные соответствия в ведической литературе и ритуалах индоевропейцев позволяют считать установленным, что деревянные чаши с бронзовым окладом являются жреческим атрибутом (Отрощенко В.В., 1984, с. 18; Ковалева И.Ф., 1989, с. 24-27).

Таким образом, основное назначение практически всех предметов в погребениях с копьями можно считать ритуальным, а сочетание воинских и жреческих атрибутов рассматривать как свидетельство совмещения военной и сакральной власти в одних руках.

Другой важнейшей категорией инвентаря, считающегося атрибутами воинской знати и воинов-колесничих, являются щитковые псалии. Так же, как и копья, в Поволжье они узко локализованы, и ареал их распространения в общих чертах совпадает. Как и в случае с копьями, ближайшие центры распространения псалиев находятся за сотни километров — в погребениях средне-донской абашевской культуры на Среднем Дону, в памятниках потаповского типа Средней Волги, в Зауралье…

Щитковые псалии широко распространены по всей территории Евразийских степей. В Нижнем Поволжье известно уже 11 комплексов с псалиями (не считая поселенческих материалов). Один, состоящий из трех объединенных дисков, происходит из Баранниково Волгоградской области (Его трехчленная структура сопоставима с распространенным изображением трех свастик на некоторых сосудах срубной культуры. Этот экземпляр может представлять интерес для рассмотрения числовой символики в культурах эпохи бронзы), остальные из Саратовского Поволжья. Усатовский и краснопольские имели прямоугольную форму. Два раннесрубных погребения в курганной группе Золотая Гора содержали 5 псалиев дисковидной, прямоугольной и овальной форм (Юдин А.И. и др., 1996, с. 121-127). Вставные шипы от двух псалиев были найдены в кургане Сторожевка-Латухино (Кочерженко О.В., 1996, с. 53-56). Два псалия, идентичных синташтинскому СМ, п. 30 (Генинг В.Ф. и др., с. 231) и Утевке VI, к. 2 (Васильев И.Б. и др., 1994, с. 163) в сочетании с раннесрубной и покровской керамикой были найдены в к. 2, п. 2 у с. Сторожевка (Ляхов С.В., Отчет за 1993 г.) (Выражаю благодарность С.В. Ляхову за предоставленную возможность использовать в работе неопубликованные материалы). Еще один такой же псалий происходит из Татищево (сообщение Г.Л. Якубовского). Бородаевский дисковидный псалий из кург. 1, п. 21 аналогичен двум реконструируемым предметам из погребения в Старицком (Памятники…, 1993, табл. 14, 21) и из Березовского кургана с копьем, где содержались также фрагменты и вставные шипы от второго изделия (Дремов И.И., 1997б, с. 148161). В 2002 году в Саратовском Правобережье К.Ю.Моржериным найден псалий синташтинского типа в кургане у с.Клещевка. Кроме того, из Саратовского Правобережья происходит обломок дисковидного псалия с цельным шипом (?) с городища Утес Степана Разина (Малов Н.М., Филипченко В.В.,  1996),  и два прямоугольных псалия с поселений Гуселка II и Ершовка.

Вместе с копьем псалии находились лишь в Березовке 3/2 и в Кондрашкинском кургане в Подонье. Следовательно, в Поволжье они не являются обязательным или наиболее характерным атрибутом военного вождя, в отличие от ножей, шильев, стрел, деревянных чаш. В Поволжье для погребений с псалиями, считающимися погребениями воинов-колесничих, как это ни странно, кремневые наконечники стрел и другие предметы вооружения не характерны (Исключение представляют Бородаевка 1/21 и курган близ Татищево. Погребение в Бородаевке было сильно разрушено грызунами, наконечник стрелы был в единственном экземпляре, а обычно бывает набор. Можно предположить, что погребенный был убит этой стрелой и, следовательно, она не являлась его инвентарем. В кургане близ Татищево, по словам Г.Л. Якубовского кроме псалия был бронзовый нож и 2 сейминских наконечника стрел). К западу от Волги такие комплексы тоже единичны. Отсутствие оружия в погребениях с псалиями и с некоторыми колесницами; конструкция колесниц, малопригодная для ведения боя; отсутствие батальных сцен на изображениях с колесницами и некоторые исторические параллели, позволили В.В. Цимиданову поставить под сомнение корректность таких терминов, как “боевые колесницы”, воины-колесничие”, “колесничая аристократия”. (Цимиданов В.В., 1996, с. 126-128). Эти интересные наблюдения могут свидетельствовать о более разнообразном применении колесниц, хотя и не исключают их “широкого использования в военных столкновениях степной зоны этого периода”. Имея существенное значение для своего времени, они могли широко использоваться в различных ритуалах, в том числе и в погребальных обрядах в качестве катафалка.

На самостоятельное ритуальное значение псалиев в покровских захоронениях может указывать не только отсутствие в сочетании с ними вооружения, но и другие признаки. В одном случае — в Старицком — псалии находились в явно ритуальном погребении в круглой яме с расчлененным или помещенным сидя мужчиной. В комплексе был нож и глиняная моделька колеса со ступицей (пряслице?). Все псалии из погребений покровского типа имеют богатую орнаментацию и изготовлены с особой тщательностью. Недоумение вызывает конструкция трех практически идентичных находок из Бородаевки, Старицкого и Березовки, так как они не имеют торцевых отверстий на щитке для крепления уздечки, что необходимо для их использования по прямому назначению. А.Д. Пряхин и В.И. Беседин объясняют это поломкой в процессе эксплуатации и дальнейшим ремонтом (Пряхин А.Д., Беседин В.И., 1997, с. 79). Все три этих почти идентичных предмета происходят с левобережья Волги на отрезке около 100 км. Местной особенностью является и редкость в погребениях с псалиями черепов лошадей (обычно встречаются лишь разрозненные кости) (Может быть исключением является курган близ Татищево, где, по словам раскопавшего его Г.Л. Якубовского в тризне имелось два черепа лошади и два черепа коровы), а в Золотой Горе псалий лежал даже на челюсти свиньи (кабана?). Думается, что в реальной жизни псалии из погребений покровского типа не имели функционального значения. Их следует рассматривать не столько как атрибут воина, сколько как парадные предметы ритуального характера, посвященные определенному божеству, культ которого связан с богом-колесничим, но, скорее не с громовержцем, а с солярным богом.

Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.