Удивительное совпадение признаков магических ритуалов с погребениями катакомбной культуры и религиозных обрядов с признаками погребений покровского времени трудно объяснить простой случайностью. Сменой магических культов к более единым религиозным ритуалам при переходе от средней бронзы к поздней, может объясняться переход от катакомбной (полтавкинской) культуры на срубную. Вместо неустойчивого, многовариантного ритуала приходит стандартный и унифицированный срубный обряд, причём поза “скачущего всадника” сменяется позой адорации, означающей у разных народов и в разных культурах моление. В начале поздней бронзы почти полностью исчезают типичные для колдовских ритуалов различные варианты трупорасчленений, перезахоронений, и других отклонений от стандартного обряда. Упрощается конструкция могил, нет курильниц, искусственной деформации черепа. Инвентарь металлургов, изготовителей стрел, столяров, знахарей (то есть предметы производственной магии) сменяется инсигниями военноначальников и жрецов. Распространение новых черт в срубной и андроновской культурах позволило Г.Г.Пятых поставить вопрос о распространении новой формы религии в позднем бронзовом веке, отражающей очередной этап классообразования (Пятых Г.Г., 1992, с. 142-144).
Таким образом, для ядра покровской группы, представленной захоронениями знати, узко локализованной и далеко отстоящей от других ближайших центров, характерны копья и псалии; редко встречаются бронзовые крюки и каменные топоры, а бронзовые топоры и костяные “лопаточки” отсутствуют.
Общими для всех, не имеющими определенных территориальных границ, являются лишь булавы и наименее престижные предметы наконечники стрел, ножи, шилья. Но, костяные “лопаточки”, возможно являющиеся навершиями жезлов, наоборот, в Нижнем Поволжье не встречены ни разу, но известны на других территориях, как правило в лесостепи. Если предположить, что они, как и наконечники копий, являются навершиями штандартов (знамен), то в Среднем Поволжье, “лопаточки” могут замещать, отсутствующие здесь копья. Не поэтому ли и на Среднем Дону захоронения с копьями столь редки, хотя значительное количество литейных форм для копий на Мосоловском поселении указывает на их распространенность? Представляется, что набор сопровождающего инвентаря в престижных комплексах разных территорий не совпадал в силу различной ценности тех или иных атрибутов власти или культа.
Различия имеются не только в наборе инвентаря, но и в морфологических особенностях изделий. При наличии идентичных или очень близких экземпляров их общий состав на разных территориях отличается. Различия в погребальном обряде престижных захоронений покровской группы, потаповской и среднедонской не так заметны, как при сравнении с синташтинским комплексом. На Нижней Волге нет колесниц, конь представлен только отдельными костями, псалии здесь лишь символ, а не атрибут запряженного коня. Обряд более регламентирован и унифицирован. Он характеризуется трупоположением в позе адорации, причем в отличие от рядовых захоронений, ориентированных головой на северо-восток, для наиболее престижных погребений типично направление на север.
В Синташте погребальный обряд более сложный и многовариантный. Трупоположение сочетается со вторичными захоронениями, устойчивые ориентировки отсутствуют, закономерности во взаимовстречаемости отдельных категорий инвентаря неочевидны, выявление здесь цельной системы затруднено. Вероятно, различия в наборе инвентаря и в погребальных ритуалах характеризуют не только региональные и культурные особенности, но и нюансы социального и политического устройства. Предметы из Синташты и характер их помещения в могилу более функциональны. Псалии не украшены и не только пригодны к употреблению, но часто находятся на запряженных в колесницы лошадях. В покровской группе захоронений более выражено декоративно-символическое и ритуальное предназначение всего набора инвентаря. Псалии богато орнаментированы, сделаны тонко и изящно, в ущерб прочности, но нефункциональны или по своей конструкции (отсутствуют боковые отверстия), или в силу своей изношенности. Кони и колесницы здесь отсутствуют, будучи заменены лишь их символами. Все это может свидетельствовать с одной стороны, о более развитом и разработанном здесь ритуале, с другой об отходе его от первоначального содержания, отражающего непосредственную реальность. Социальная структуризация и культовая регламентация в Покровске представляется более выраженной и четкой, что может быть результатом проникновения инородных компонентов в местную среду и их обособления.
Некоторые типы псалиев и другого инвентаря в Поволжье, аналогичные синташтинским, указывают на хронологическую близость Покровска и Синташты. Но при относительной синхронности этих групп нельзя исключать наличие стремительного культурного импульса с востока на запад, ознаменовавшего начало новой эпохи эпохи поздней бронзы.
В результате этого на огромной территории евразийских степей в короткий промежуток времени распространяются родственные культуры и близкие религиозные воззрения, быстро приведшие к сложению единой религии. Расширение ареала срубников и унифицикация погребального обряда на такой огромной территории может свидетельствовать о распространении здесь первой религии, которую по праву можно считать мировой (религия протоариев).
Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.