Всесвятское кладбище в г. Самара возникло в середине XIX в., когда старый городской погост (в районе современного стадиона «Динамо») перестал удовлетворять требованиям растущего города. Новый кладбищенский комплекс, названный по имени храма, расположенного на его территории, простирался на восток от нынешней улицы Никитинской, по которой проходила в тот период восточная граница города. Официально Всесвятское кладбище было закрыто в 1920-х гг., несколько позже была разрушена и церковь Всех Святых. Сегодня территория кладбища застроена, здесь расположены парк им. Щорса, средняя школа № 42, хлебзавод № 2, ТРК «Гудок» (на месте бывшего завода «Волгакабель») и жилой массив.
Завод «Волгакабель» перестал существовать в 2006 г.; в период с 2008 по 2013 гг. его корпуса были разрушены, на их месте началось возведение торгового центра «Гудок». Параллельно со строительными работами на участке бывшего завода в 2013 г. велись археологические исследования под руководством В.А. Цибина. Были проведены раскопки на площади 2400 кв. м., исследовано 891 грунтовое погребение и четыре склепа. Почти все погребения были совершены по христианскому православному обряду (Цибин В.А., 2014). Обследованная В.А. Цибиным территория ранее была занята православным участком Всесвятского кладбища.
В 2013-2015 гг. раскопки другого участка бывшего Всесвятского кладбища проводились отрядом АНО «НИЦ по сохранению культурного наследия» (Саратов) под руководством автора. Обследованная территория располагалась в границах современных улиц Ткачевская, Мечникова и Новокрасноармейская. На дореволюционных картах Самары этот участок Всесвятского кладбища называется «Кладбище разных сект и холерное», иногда – «Старообрядческое кладбище» (см. план Самары Бесчинского А., 1903). Необходимость раскопок была обусловлена строительством жилого комплекса на площади ок. 20 000 кв. м.
Участок археологических исследований в советский период был занят промышленной зоной с многочисленными строениями и соответствующими коммуникациями. В ходе сооружения этих объектов, а также строительства жилого комплекса, которое началось (в 2013 г.) до археологических изысканий, была уничтожена большая часть могильника. Костные останки и редкие археологические находки встречались в строительных отвалах и переотложенном слое, покрывавшем практически всю площадь исследований и достигавшем мощности 2-х и более метров. Раскопки велись участками, имевшими нумерацию от 1 до 9, которые закладывались в пределах строительной площадки, на территории, подвергающейся разрушению.
В течение трех полевых сезонов на площади ок. 10 000 кв. м было исследовано более 340 грунтовых погребений. По обрядовым характеристикам и погребальному инвентарю были выделены два кладбищенских участка: католический и старообрядческий.
Католический участок. В западной части строительной площадки (участок № 5) были обнаружены 17 погребений, образовывавшие ряд 20-метровой длины, вытянутый по линии С-Ю. Вероятно, основная часть католического участка продолжается далее на запад, в сторону ул. Мечникова. Все погребения были совершены в деревянных гробах; скелеты лежали вытянуто на спине и имели восточную (!) ориентировку. Инвентарь был представлен пуговицами, деревянными и стеклянными бусами, крестами, медальонами и одним перстнем. В некоторых случаях сохранились фрагменты одежды и обуви.
Наиболее интересной и информативной категорией находок данного участка являются медальоны.
В погр. 111 был найден алюминиевый медальон (штамповка) прямоугольной формы с арочным верхом и плоским ушком (3х1,8 см). С обеих сторон по периметру поле медальона обрамлено фигурной рамкой. Лицевая сторона: изображение Иисуса Христа, держащего в левой руке сияющее сердце с четырехконечным крестом. Правая рука поднята в благословляющем жесте. Над фигурой Христа надпись по-польски: SZKAPLERZ («шкаплер», т.е. скапулярий). Оборотная сторона: выпуклое изображение Девы Марии с младенцем, протягивающими малый скапулярий коленопреклоненному святому Симону Стоку. Изображение с трех сторон обрамлено польским текстом: ŚW. [SZ]YMONIE UPROŚ NAM MIŁOSIERDZIA BOŻEG[O] («Св. Симон умоли для нас Божественного милосердия») (рис. 2, 1). Данный вид католических медальонов связан с эволюцией детали монашеского облачения – скапулярия (лат. scapulae), изначально представляющего собой длинную широкую ленту с прорезью для головы. Позже появился т.н. малый скапулярий – два матерчатых прямоугольника, соединенные между собой шнурами, с религиозными изображениями. Малый скапулярий использовался для ношения под одеждой; его появление традиция связывает с именем святого Симона Стока (ум. 1265 г.). В 1910 г. папа Пий X разрешил заменять матерчатый скапулярий металлическим медальоном. Подобные находки часто встречаются в европейской части России.
В погр. 113 находился алюминиевый медальон (штамповка) овальной формы с плоским ушком (2,7х1,8 см). Лицевая сторона: в поле, обрамленном рамкой из выпуклых точек, помещено рельефное изображение Девы Марии, держащей в руках сияющие сердце, пронзенное кинжалом. Голову Девы Марии обрамляет линия из пятиконечных звезд с четырехконечным крестом вверху. Всё изображение окружено частично сохранившейся надписью: [PAR TAWA SUZT]ARIMA ISZ[TU]RESM[A] IKI G[ALA] («С твоим заступничеством выдержим до конца»). Оборотная сторона: в обрамление из пятиконечных звезд помещено выпуклое изображение четырехконечного креста с лучами в углах средокрестия. Поверх креста изображен якорь. Под крестом читается надпись 1858 М. («1858 г.»). Все изображение окружено частично сохранившейся надписью: [AT]MINIM[AS] IWEDIMA BLA[IW]ISTES («На память о начале трезвости») (рис. 2, 2). Аналогичный медальон нам известен из собрания Музея Жемайтийской епархии (г. Варняй, Литва). Текст медальона написан по-литовски (по-жмудски), но с использованием польской орфографии. Появление подобных медальонов связано с началом трезвенного движения, когда по инициативе литовского епископа М. Валанчуса в 1858 г. при костеле в Юрбаркасе (Ковенская губерния) возникло общество трезвости. Движение получило широкое распространение, выйдя за пределы западных губерний, и не одобрялось властями, так как приносило ущерб винокуренной промышленности и, помимо этого, осмыслялось в контексте национально-освободительной борьбы.
В погр. 114 был найден серебряный медальон (штамповка) овальной формы с плоским ушком (1,7х1 см). Лицевая сторона: изображение Девы Марии со скрещенными руками и лучистым нимбом. По кругу сверху изображение обрамляет польский текст: MATKA MIŁOSIERDZIA («Мать милосердия»). Надпись в нижней части медальона не читается («РХ»?). Оборотная сторона: сцена явления младенца Иисуса святому Антонию Падуанскому. Над изображением помещена надпись Ś. ANTONI. В левой части (относительно смотрящего) оборотной стороны медальона – клеймо 84. В ушко медальона продето круглое соединительное спиральное кольцо из белого металла (диаметр – 0,8 см), которое соединено еще с одним кольцом (диаметр – 0,5 см) из тонкой металлической проволоки с клеймом 84 (рис. 2, 3).
В четырех погребениях (112, 115-117) были найдены кресты из медного сплава, два из которых содержали следы изображения католического распятия (рис. 2, 4-5). Качество метала и сохранность этих изделий значительно хуже аналогичных находок из слоя старообрядческого участка. В погр. 120 находился серебряный трехщитковый перстень с изображениями креста, якоря и сердца (символические изображения христианских добродетелей – Вера, Надежда, Любовь) в щитках и клеймами 84 и АƟК(?) на внутренней стороне шинки (рис. 2, 8).
Очевидно, погребения принадлежали выходцам из западных губерний Российской Империи, чье количество в городах востока европейской части России и Сибири особенно увеличивается после польского восстания в январе 1863 г. за счет ссыльных повстанцев и сочувствующих национально-освободительному движению, а также переехавших самостоятельно вследствие реализации царской политики инкорпорации Польши (Машковцев А.А., 2012, с. 36-38). В 1897 г. по данным первой всеобщей переписи численность Самары составляла 89 999 чел., из них католиков – 1244 чел. (ок. 1,4% от всего населения Самары). Костяк католической общины составляли поляки – 925 чел., т.е. более 74% всех самарских католиков; остальные 26% – русские, литовцы, латыши, немцы и т.д. Часть поляков на момент переписи исповедовала православие и протестантизм (Первая всеобщая перепись…, 1904).
Старообрядческий участок. Практически все раскопанные участки (помимо 1 и 9) содержали погребения (более 320 шт.) с западной ориентировкой, в деревянных гробах разной степени сохранности. Положение скелетов – вытянуто на спине. Наибольшая плотность захоронений была отмечена при исследовании участка 6, где в ходе зачистки горизонта небольшими пятнами выделялся нетронутый материк на фоне массы перебивающих друг друга пятен могильных ям. Хорошо прослеживалась рядность (север-юг) погребений. Старообрядческое кладбище, несмотря на достаточно короткий срок существования, использовалось очень интенсивно. Многие более ранние погребения были разрушены (частично или полностью) при рытье более поздних могильных ям. Было исследовано большое количество парных захоронений (чаще всего взрослого и ребенка). Некоторые участки кладбища, по-видимому, использовались, как семейные «усыпальницы», о чем говорят случаи, когда в границах однородного пятна находилось несколько скелетов (ок. 5-7) на разных глубинах (как взрослых, так и детей).
Инвентарь не отличался большим разнообразием. Самая массовая категория находок – это нательные кресты (204 шт.). Прочие находки: пуговицы – 37 шт.; стеклянные сосуды (бутылки, аптекарские флаконы, парфюмерные пузырьки, рюмки) – 36 шт.; глиняные горшки – 2 шт.; образки (финифть) – 2 шт.; лестовки – 24 шт.; бусы и бисер были встречены не менее, чем в 13 погребениях; медный складень – 1 шт.; медный образок – 1 шт.; пряжка – 1 шт.; камень (кремень) – 1 шт. Некоторые погребения содержали фрагменты одежды и обуви.
Коллекция нательных крестов из раскопа достаточно однообразна. По внешнему виду выделяются следующие группы: листовидные (тип 5 по Винокуровой Э.П., 1999) – 52%, прямолинейные (тип 1 по Винокуровой Э.П.) – 41%, ромбовидные – 6%, прочие – 1%; по материалу: медный сплав – 94% (в единичных случаях с использованием дерева и золотистого покрытия), серебро – 6%.
Иконография литых медных прямолинейных крестов достаточно однотипна (рис. 3, 1, 4, 6, 7). Наиболее часто встречается следующий вид. С обеих сторон поле креста обрамлено выпуклой рамкой. На лицевой стороне изображен восьмиконечный Голгофский крест с копием и тростью по сторонам. Древки копия и трости расположены параллельно древку креста, от его основания (в одном случае под углом). Голгофа изображена либо в виде трапециевидного расширения древка креста, либо в форме полукруга (иногда со схематичным изображением Головы Адама), реже – в виде ступенчатой фигуры и т.д. В верхней оконечности помещена аббревиатура ЦС или ЦРЬ СЛВЫ. В боковых оконечностях – хризмы IС ХС и СНЪ БЖИI (СЫНЪ БОЖИ и т.д.) Изредка в средокрестии помещены буквы К и Т (Копие и Трость); между древками креста, копия и трости (в одном случае под средней перекладиной Голгофского креста) – Н И К А. На обороте либо текст тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…», либо псалма 67 «Да воскреснет Бог…» в старообрядческом варианте (Винокурова Э.П., 1999, с. 359-360).
Среди литых медных прямолинейных крестов выделяется группа, отличающаяся от описанных выше: в верхней оконечности – ЦС, IС ХС, СБ (Царь Славы, Иисус Христос, Сын Божий). В боковых оконечностях – РАСПЯТ БЫСТЬ / ВФ (под титлой) ЛАГО МАIТАЛ (последние два символа под титлой). На обороте этого типа крестов помещен текст молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню (ГДИIС ХРТЕ СЫНЕ БЖIИ БЛАГОСЛОВИ…). Как правило, эта группа отличается массивностью, качеством литья и высотой рельефа (рис. 3, 2, 3, 5).
Серебряные прямолинейные кресты схожи с первой, описанной выше, группой медных крестов: типовой набор надписей, восьмиконечный Голгофский крест на лицевой стороне. Иногда поле креста на лицевой стороне заполнено штриховкой (рис. 3, 8-10).
В одном случае медный прямолинейный крест имел деревянную вставку с лицевой стороны.
Также в единичном экземпляре представлен медный литой прямолинейный крест с волютами с каплевидными навершиями в средокрестии (тип 1, подтип 4 по Винокуровой Э.П.). Лицевая сторона: восьмиконечный Голгофский крест с копием и тростью по сторонам (параллельно древку креста; от основания). Голгофа изображена в виде трапециевидного утолщения основания креста. В верхней оконечности помещена надпись в две строки ЦРЬ СЛВЫ. В боковых оконечностях – IС ХС. Под основной перекладиной Голгофского креста – СНЪ БЖИ. Под Голгофой – НIК… (Ника). Оборотная сторона: текст молитвы Святому и Животворящему Кресту.
Листовидные медные и серебряные литые кресты: представляют собой четырехконечный прямолинейный крест, заполненный изображениями и текстом и обрамленный растительным орнаментом, который и предает очертанию креста форму листа. Иконографически эти изделия не отличаются от уже описанных прямолинейных литых крестов. Разница лишь в растительном орнаменте вокруг креста (рис. 4, 1-9).
Ромбовидные медные литые кресты составляют 6% от общего числа нательных крестов. Эти изделия, имеющие маленькие размеры, встречались лишь в детских погребениях. Как и в случае с листовидными крестами, форму ромба этой группе крестов предает растительный орнамент вокруг фигуры прямолинейного креста.
В одном из погребений был найден медный литой крест с расширяющимися концами (тип 3 по Винокуровой Э.П.). С обеих сторон поле креста обрамлено углублением, повторяющим форму креста. Все надписи и изображения на обеих сторонах – углубленные. Лицевая сторона: изображение восьмиконечного Голгофского креста с копием и тростью по сторонам. Голгофа выполнена в виде ромба с обозначенной полукругом Главой Адамовой. В верхней оконечности помещена монограмма в две строки ЦР СЛ. По сторонам от основной перекладины – монограмма под титлами IС и ХС. Оборотная сторона: текст псалма 67 «Да воскреснет Бог…» (рис. 5, 1).
Два погребения содержали серебряные штампованные кресты с фигурными оконечностями. Крест из погр. 5 (уч. 2): на лицевой стороне изображено распятие. Над распятием помещена монограмма IHЦI (Иисус Назарянин Царь Иудейский) и пятиконечная звезда; по сторонам распятия – монограммы IC ХС. В нижней части под распятием Адамова Глава и три пятиконечные звезды. Оборотная сторона: в нижней оконечности два штампа 84АС и А3 (рис. 5, 2). Крест из погр. 58 (уч. 5): изображение четырехконечного Голгофского креста с пятиконечной звездой в основании. По сторонам от перекладины помещены рельефные монограммы IС и ХС. Оборотная сторона плоская с надписью СПАСИ И СОХРАНИ (рис. 5, 3).
В погр. 13 (уч. 3) находился трехстворчатый медный складень (рис. 5, 5). Навершие: «Троица ветхозаветная» и два херувима. Верхняя часть навершия утрачена. В среднике помещено изображение Николая Чудотворца. В левой створке (относительно наблюдающего) представлены сюжеты «Вход Господень в Иерусалим» (вверху) и «Сретение Господне» (внизу), в правой створке – «Воскресение Христово» («Сошествие во ад») (вверху) и «Вознесение господне» (внизу). Оборотные стороны средника и створок без изображений. Размеры (в открытом виде) – 10,2х7 см.
В погр. 17А (уч. 6) был найден нательный медный образок прямоугольной формы с закругленными верхними углами. Лицевая сторона: рельефное поясное изображение мужской фигуры святого, голова которого окружена нимбом. На поле образка слева и справа на уровне головы имеются, вероятно, следы текста. Вся композиция заключена в широкую рамку, образованную двумя выпуклыми линиями, орнаментированными косыми насечками наподобие шнура. На оборотной стороне изображения и надписи отсутствуют; по периметру имеется рамка в виде тонкой выпуклой линии. Ушко выполнено в виде квадратной пластины, снабженной сквозным отверстием. На лицевой стороне ушка – изображение лика Христа (Спас Нерукотворный). Размер – 5,6х3,7 см.
В погр. 56 и 63 (уч. 5) были найдены два образка, выполненные в технике финифть (на гипсовой основе тонкая выпуклая пластина из стекловидной массы). Краски не сохранились, но читаются контуры фигур: в одном случае – Богородицы с младенцем (рис. 5, 5), во втором – Христа (рис. 5, 4). Во втором случае образок был обрамлен фигурной металлической окантовкой. Размеры изделий: 4,6х3,9х0,5 см и 5,5х4,5х0,5 см.
Среди стеклянных изделий было встречено большое количество флаконов с надписями АПТЕКА и PHARMACIE и изображением двуглавого орла (иногда без надписи или с аббревиатурой НМ); Р. КЁЛЕРЪ и К°. и МОСКВА; ПРОВАНСКОЕ МАСЛО и т.д.
Более чем 24 погребения содержали лестовки – старообрядческие четки, располагавшиеся, как правило, в районе левого крыла таза. Материал лестовок – кожа, в одном случае – шерсть. Ленты кожаных лестовок были сплетены из узкой (ок. 0,8 см) полоски кожи путем ее многократного продевания в отверстия с оставлением колец («бобочков»), в которые, согласно традиции, должны вставляться бумажные свертки с молитвой. В некоторых случаях сохранились треугольные «лопастки» лестовок, украшенные вышивкой или бисером. В ряде случаев от лестовок сохранился только бисер.
Количество «старообрядцев и уклоняющихся от православия» на момент переписи 1897 г. составляло менее 3,9 % от общего населения Самары (Первая всеобщая перепись…, 1904). В общем, в результате раскопок был получен типичный для старообрядческой (и общегородской) культуры конца XIX – начала XX вв. материал, характеризующийся однообразием и тиражированностью изделий.
Литература
Бесчинский А. Путеводитель по Волге. М., 1903.
Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. XVII в. М., 1999.
Машковцев А.А. Католики Вятской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.: численный состав и размещение // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Вып. 1. Т. 2.
Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Т. XXXVI. Самарская губерния. СПб., 1904.
Цибин В.А. Отчет о раскопках на объекте культурного (археологического) наследия «Кладбище новое православное, немецкое, военное, старое кладбище православное» — Всесвятское кладбище в г. Самара в 2013 году по открытому листу № 604 в 18 томах. Самара, 2014. Архив ИА РАН.
Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 14. 2016. К оглавлению.