У поселка Клин в Николаевском районе Ульяновской области в результате охранных археологических исследований кургана был обнаружен уникальный погребальный комплекс XIII в. Работы проводились АНО «НИЦ», держателем Открытого листа был Тихонов Валерий Викторович.
Небольшой по размерам курган высотой всего 1,5 м, расположенный на естественном возвышении, первоначально «не обещал» археологам никаких неожиданностей. Но получилось иначе: в кургане оказалось два монгольских воинских погребения-кенотафа времен первых походов монголо-татар на Волжскую Булгарию и Русь.
Курган был сооружен в интервале между 1223 и 1236 гг., когда земли Волжской Булгарии стали ареной боевых столкновений между местными народами и отрядами войска Чингисхана и его потомков. Более точно сказать сложно, но среди обнаруженных в погребениях вещей есть кружки, которые могли применяться для изготовления кумыса, изготовленные, скорее всего, в Волжской Булгарии. Поэтому можно предположить, что курган был насыпан уже после разгрома булгарского государства, когда войско Батыя повернуло на русские княжества: начинался первый монгольской поход на Русь.
В это время возникла необходимость совершить погребальный обряд для одного или двух погибших знатных воинов. Для этого был выбран естественный холм-останец, вокруг которого располагался древний курганный могильник из десяти невысоких насыпей. Возможно, что и на месте намеченного символического погребения тоже был курган бронзового века, разрушенный монголами при сооружении своего, от которого остались части разбросанного деревянного сруба.
Были выкопаны две могилы, в которые поместили множество погребального инвентаря в деревянных ящиках, положенных на носилки. Самих покойных в могильные ямы не положили, т.е. это были символичные погребения-кенотафы. После проведения погребальной тризны, была возведена земляная насыпь.
По какой причине погребальный курган не содержал тел погибших (или умерших)? Объяснений может быть несколько. Подобная практика существовала у многих народов и кенотафы сооружались, если человек погибал на чужбине, и не было возможности захоронить его тело, или оно по каким-то причинам оказывалось недоступно, например, сгорело или утонуло. У монгольских племен также существовала традиция отвозить своих знатных умерших на Родину для погребения. Что стало причиной в нашем случае ‑ неизвестно. Богатый инвентарь свидетельствует, что воины, в честь которых был насыпан курган у Клина, были людьми достаточно важными, поэтому их сородичи и соратники постарались увековечить память о них.
Уникальность найденных в кургане вещей определяется их сохранностью, так как очень редко в руки археологов попадают вещи из органических материалов: кожи, бересты, дерева. Чаще всего со временем металлические предметы, оказавшиеся в земле, подвергаются разрушительной коррозии, а вещи из органики истлевают и рассыпаются в прах. Здесь же, благодаря особенностям песчаной почвы, сложились идеальные условия для сохранности погребального инвентаря.
В клинских погребениях были обнаружены предметы вооружения, снаряжения коня и воина, посуда и элементы одежды. От погребальной тризны ‑ поминального пиршества ‑ сохранились остатки очага, зерна злаковых растений и кости мелкого рогатого скота.
Часть вещей из погребений были положены внутри большого деревянного ящика, усиленного железными крепежными пластинами, который мог быть походным (дорожным) сундуком трапециевидной формы. В одной из могил, рядом с ящиком, было положено кожаное седло на деревянном основании, железное копье, серебряная пряжка и два бронзовых колокольчика от конской сбруи, от ремней которой сохранились только фрагменты.
Внутри ящика были обнаружены многочисленные предметы вооружения и быта. Среди самых важных находок выделяется кожаный чехол для ношения лука (налучье), в котором сохранились остатки деревянного составного лука с тетивой из скрученных жил.
Под ним лежало железное кресало в мешочке из ткани с узором и берестяной цилиндрический, немного сплюснутый, колчан (длиной 66 см) с деревянным дном.
В колчане находились 4 стрелы, от которых сохранились фрагменты деревянных древков с оперением и 4 железным наконечника. Причем две стрелы располагались оперением вверх, а две другие ‑ вниз. Три плоских наконечника относятся к типу срезней для поражения незащищенного доспехами противника и один четырехгранный бронебойный.
Рядом с колчаном в ящик был положен, очевидно, парадный халат, расшитый золотой нитью, от которого, к сожалению, остались только фрагменты.
Здесь же была найдена сабля длиной 101 см в деревянных ножнах с железной обкладкой. Рядом с ней ‑ изогнутый нож, тоже в ножнах.
Под кожаным чехлом от лука были обнаружены небольшой котелок и кружка из бронзы, но с железными ручками, причем кружка находилась внутри котелка.
Редкой находкой стала хорошо сохранившаяся кожаная сумка, крепившаяся к поясному ремню конника-воина, а также фрагменты серебряной чаши, украшенные цветочным орнаментом в виде лотоса, скорее всего китайского производства.
Кроме этого в погребении были найдено еще много интересных находок: кожаный амулет на ремешке, металлические фигурные накладки от пояса, пуговицы из кожи, железные удила, детали крепежа и другое.
Вещи из второй могилы удивительно повторяли набор погребального инвентаря из первой: деревянный ящик на носилках, кожаное налучье, берестяной колчан с четырьмя стрелами (правда, здесь было 2 срезня и 2 бронебойных наконечника), такой же котелок с кружкой внутри, изогнутый железный нож в деревянных ножнах, разбитая серебряная чаша, остатки такни, кожаных ремней, металлических крепежных элементов.
Но здесь были найдены некоторые предметы, которых не было в первой могиле. Это железное остроконечное навершие головного убора, который был украшен меховой обивкой, вероятно, из лисьего меха.
Также обнаружена серебряная серьга, маленькая пластинка и небольшой фигурный деформированный предмет из золота, выполненного в зверином стиле с изображением свернувшегося тигра. Вероятно, это были детали украшения одежды или головного убора.
Учитывая территорию расположения кургана, анализ погребального инвентаря позволяет определить время сооружения насыпи первыми десятилетиями XIII века, т.е. эпохой первых походов монголо-татар на Волжскую Булгарию и Русь. Во время этих походов что-то случилось с двумя воинами, возможно, родственниками, например, братьями. В память о них были устроены воинские захоронения-кенотафы под одной насыпью. А особенности расположения кургана и свойства почвы, из которой он был насыпан, сохранили для нас уникальные предметы вооружения и быта той эпохи. Находки таких предметов из кожи, дерева и бересты единичны и уникальны.
Так случается, что не очень большой и неприметный курган дал богатый и очень редкий материал для науки. Найденные предметы, после реставрации и консервации, обязательно попадут в музейную экспозицию и станут ее украшением.