Псалий (рис. 88, 1) изготовлен из двойной пластины рога лося (ср. Бородовский А.П., 1997, с. 94; он же, 2007, с. 34).
Сохранность псалия очень плохая, что затрудняет выявление следов изготовления и использования. Планка немного утончена по сравнению со щитком. Край самого щитка слегка приподнят: мастер чуть утончил поверхность щитка с внешней стороны для выделения очень небольшой втулки вокруг центрального отверстия.
На внутренней стороне планки и на щитке локально сохранились следы резки металлическим лезвием (рис. 88, 2А). Следы подрезки-строгания зафиксированы и на сохранившемся боковом выступе планки. Сама планка, скорее всего, первоначально была немного шире: мелкие фрагменты компакты на торце планки (рис. 88, 2Б) отслаиваются. Своеобразно решено оформление торца щитка: мастер наметил довольно плавный желобок (рис. 88, 2В). Шипы изготовлены резкой-строганием (фиксируются вертикальные по отношению к щитку следы, оставленные металлическим лезвием). Боковое отверстие вырезано в толщине щитка после изготовления, по крайней мере, правого верхнего шипа (скорее всего всех шипов). Это отверстие было задумано при изготовлении псалия: мастер при оформлении щитка специально оставил здесь чуть более толстый участок компакты. Отверстие аккуратно вырезано-выбрано металлическим лезвием с обеих сторон.
По краю щитка частично фиксируется очень плохо сохранившийся орнамент в виде одного (?) ряда треугольников, вырезанных вершинами к торцу псалия. Расслоившаяся поверхность щитка не позволяет говорить однозначно об орнаменте; возможно, он был более сложным.
Трасологическое изучение древнейших псалиев Евразии позволило наметить два основных региона их изготовления – донской и южноуральский . Соответственно, основными типами щитковых псалиев Евразии можно считать только два: староюрьевский и синташтинский (Усачук А.М, 2007, с.16-17). В технологии изготовления поволжских щитковых псалиев прослеживается соединение донских и южноуральских традиций (Усачук А.Н., 1999б, с. 156; он же, 2007, с. 16). Заметим, что некоторые исследователи говорят даже о доно-волжской традиции изготовления и использования псалиев (Пряхин А.Д., Беседин В.И., 1998, с. 33), подчеркивая более тесную связь Поволжья с донским регионом. Псалий из Суворовского кургана – яркое подтверждение своеобразного слияния восточных и западных технологических черт. Монолитные шипы, форма щитка, слегка вогнутая (утонченная) поверхность щитка с внешней стороны, желобок на торце щитка – все это тяготеет к синташтинскому типу псалиев. Оформление же планки, орнамент по краю щитка и, особенно, наличие бокового отверстия в щитке – явные черты староюрьевского типа щитковых псалиев. Полную аналогию суворовскому псалию найти трудно, поскольку, как метко заметили А.Д.Пряхин и В.И.Беседин «многообразие форм щитка и планки … отражает индивидуальный стиль мастеров» (1998, с. 32). Определенную близость с псалием из Суворовского могильника обнаруживает другой найденный в Саратовском Поволжье псалий: из разрушенного погребения кургана у с.Клещевка (Саратовский район). Правда, клещевский псалий гораздо сильнее, чем суворовский тяготеет к синташтинскому типу псалиев. Наиболее же близкая аналогия суворовскому псалию: такой же щитковый псалий с поселения Отрожка (Пряхин А.Д., Беседин В.И., 1998, рис. 4, 6; Усачук А.Н., 2003, с. 151-153, рис. 1, 1) с монолитными шипами, боковым отверстием в щитке, с узкой планкой с несколькими маленькими отверстиями и буквально нависающими над щитком боковыми выступами планки.
Судя по боковому отверстию в щитке, псалий из Суворовского могильника использовался в упряжи в качестве левого (ср. Усачук А.Н., 1998а, с. 77-79).