На полу постройки № 3 из Мартышкино были обнаружены костяные рукояти и бронзовое шильце (рис. 9, 1, 4, 9, 10) — предметы, малоинформативные для уточнения датировок, поскольку они бытовали в весьма мощном хронологическом срезе, практически на протяжении всей второй половины II тыс. до н.э.
Но комплекс керамики, связь которой с постройкой бесспорна, красноречиво свидетельствует о динамичных процессах нового витка культурообразования в конце эпохи бронзы. Лишь один фрагмент сосуда, найденный в жилище, соответствует предыдущему срубному комплексу (рис. 3, 3). Все прочие сосуды, зафиксированные in situ на приочажном участке, относятся к андроноидному, т.н. федоровско-бишкульскому типу (рис. 4).
По технологии изготовления (цвет внешней поверхности, фактура излома, состав отощителей, характер обжига) эта керамика практически ничем не отличается от срубной, разве что, некоторые, наиболее выразительные фрагменты, слегка подлощены по внешней, светло-коричневой, поверхности (рис. 4, 3, 4, 6). Они выдержаны в слабопрофилированных формах с вертикальными венчиками. Техника декора — мелкозубчатый штамп и овальные оттиски. Орнамент построен в виде горизонтальных линий, косых рядов и свисающих штрихованных треугольников. Орнаментальные зоны разделены парными каннелюрами, проходящими по шейке.
Прочие сосуды данной группы украшены горизонтальными рядами из гребенчатых линий и подтреугольных оттисков, рядами клиновидных отпечатков короткого штампа и многорядными зигзагами, прочерченными и гребенчатыми. Формы их, в основном, баночные, простые и биконические. Лишь один сосуд, украшенный прочерченным многорядным зигзагом, имеет сложный высоковенчиковый профиль, который в литературе, применительно к андроноидным типам, нередко называют S-видным (рис. 4, 8).
Подобная посуда всегда отмечалась при описании поволжских комплексов с валиковой керамикой, характеризующих финал бронзового века. Сложилось даже мнение, что федоровско-бишкульские элементы неизменно маркируют начало трансформации позднесрубного керамического комплекса и постепенного преобладания в нем сосудов с рельефной орнаментацией. Более того, в литературе представлены материалы, как поселенческие, так и погребальные, свидетельствующие о некой скоротечной миграции федоровского населения в западном направлении через Поволжье, и Подонье, вплоть до Поднепровья (Мыськов Е.П., 1992, с. 95; Березанская С.С., Гершкович Я.А. 1983, с. 100-110). Правда, украинский след андроновской диффузии весьма размыт и лишь отдаленно напоминает оригиналы. Скорее всего, это репликанты, созданные полузабытой традицией. Федоровские материалы, зафиксированные на поволжских памятниках, гораздо ближе классическим образцам, хотя, учитывая разницу в технологических особенностях, их также вряд ли уместно считать абсолютно прямыми аналогами. Из ближайших к Мартышкино памятников, содержащих андроноидные индикаторы, отметим, прежде всего, поселение Смеловка I, где присутствует яркий комплекс федоровских (с характерным черным лощением и «ковровым» орнаментом) и бишкульских сосудов (Памятники срубной…, 1993, с. 181, табл. 51, 1, 2, 10), а также, расположенные гораздо южнее, в Волгоградской области, поселения Ерзовка I (Дьяченко А.Н., 1992, с. 120, рис. 2, 1, 3, 5) и Сухая Мечетка II (Мыськов Е.П., 1992, с. 88, рис. 1, 11).
Весьма показательным представляется тот факт, что срубно-хвалынские памятники с федоровско-бишкульскими элементами, достаточно широко представленные в нижневолжском Правобережье, практически отсутствуют в степной глубинке между Волгой и Уралом. Движение андроноидной диффузии наблюдается преимущественно в лесостепной зоне Поволжья и глубоко на юг, по всей речной долине, которая также, очевидно, воспринималась носителями перемен в качестве вмещающего ландшафта. В Среднем Поволжье эти процессы были наиболее активны. Здесь, в результате интенсивных миксаций местных срубных и приказанских племен с выходцами из Зауралья, формируются блоки дериватов. Появляются сусканский и атабаевско-межовский культурные типы (Колев Ю.И., 1999, с. 249-269). Сусканский керамический комплекс представляется сложным сплавом разнокультурных элементов, что особенно выражено в орнаментации сосудов. Даже при самом поверхностном рассмотрении, здесь заметны результаты комплексного взаимодействия срубного, приказанского, федоровско-бишкульского, черкаскульского компонентов. Сложные орнаментальные композиции одних и тех же сусканских сосудов, которые можно назвать комбинированными, как бы набраны из разнокультурных реплик. Пожалуй, наиболее заметен в сусканском декоре один характернейший сюжет — косоштрихованная узкая лента, обычно размещенная на шейках сосудов. Она представляется неким объединяющим мотивом и может сочетаться с многорядными бишкульскими зигзагами, свисающими штрихованными треугольниками, горизонтальными линиями, «елочками» и косыми федоровскими треугольниками.
Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.