Археологические работы и культурное наследие

Культурное наследие и археология, неразрывно связаны между собой. Памятники истории и культуры, составляющее это наследие, являются результатом деятельности человека, что, в свою очередь, изучает историческая наука, одним из разделов которой является археология.

Сохранение и охрана культурного наследия народа – одна из задач любого государства. Понятие наследия достаточно широко и многопланово, и оно касается не только исключительно исторических материальных или физических объектов, но природных, ландшафтных и других категорий, которые донесли до наших дней определенную культурную ценность.

По определению Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к ним относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшими в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Археология изучает прошлое человечества и закономерности его развития по вещественным историческим источникам, которые принято называть объектами археологического наследия. Этот термин обозначает частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Таким образом, объекты археологического наследия – это остатки всех видов древних поселений (городища, селища, стоянки), погребальные сооружения (курганы, грунтовые могильники, дольмены, отдельные погребения), постройки культового (святилища, жертвенники и другие места совершения религиозных обрядов), военного (крепости, различные укрепления), хозяйственного (производственные помещения, шахты, рудники, дороги, мосты, каналы, корабли) назначения, произведения искусства (каменные изваяния, стелы, наскальные изображения), отдельные археологические предметы и отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Соответственно любые древние предметы и сооружения, возникшие как результат деятельности человека более ста лет назад, являются неотъемлемой частью историко-культурных ценностей народов России и всего мирового наследия.

Все памятники истории и археологии, в том числе еще не обнаруженные, находятся под защитой государства. Это зафиксировано в законодательстве Российской Федерации, в том числе в Конституции РФ, Федеральном Законе от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Указах Президента и Постановлениях правительства. Кроме этого на территории Российской Федерации действуют Международная хартия по охране и использованию археологического наследия 1990 года и Европейская конвенция по археологическому наследию 1992 года.

В этих нормативно-правовых документах определяются условия охраны памятников, правила их исследования, а также устанавливается ответственность за повреждение объекта культурного наследия (ОКН), в том числе и археологического. На территории таких объектов запрещается проведение каких-либо работ за исключением мероприятий по сохранению или изучению данного памятника. Поэтому самовольные раскопки, умышленное или неумышленное повреждение или разрушение памятников являются нарушением законодательства РФ и влечет административную или уголовную ответственность.

По этой причине любые строительные, землеустроительные, мелиоративные, хозяйственные и другие работы, предполагающие нарушение почвенного или подводного донного слоя, а также реконструкция и демонтаж существующих строений и сооружений предусматривают проведение обязательных предварительных (на стадии проектирования) археологических работ на данной территории.

Выявление новых и обеспечение сохранности существующих памятников культуры обеспечивается как государственными, так и негосударственными организациями. Правовые нормы разрешают выполнять археологические работы юридическим лицам, уставной целью деятельности которых является проведение археологических полевых работ и связанные с ними научные исследования, выявление и сбор музейных предметов и коллекций. Обязательным условиям является наличие в этих организациях необходимого количества специалистов-археологов и экспертов, привлекаемых к проведению государственной историко-культурной экспертизы.

Так как основная часть археологических исследований невозможна без проведения полевых исследований, этот комплекс археологических изысканий по изучению и сохранению объектов культурного наследия, называется археологическими полевыми работами.

Археологические  полевые работы, в зависимости от поставленных задач и целей, подразделяются на несколько видов: археологические разведки, археологические раскопки, археологическое наблюдение.

Для проведения археологических полевых работ обязательно требуется специальное разрешение (Открытый лист), срок действия которого не может превышать одного года. Для каждого вида археологических работ получается отдельный Открытый лист.

Помимо полевых работ специалистами-археологами может проводиться разработка документации или разделов документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.  Также, в случае необходимости, проводится государственная историко-культурная экспертиза.

Главная итоговая цель археологических работ – обеспечение сохранности памятников культурного наследия. Археологические исследования являются обязательной частью всего комплекса мер по разработке и реализации необходимых мероприятий для сохранения объектов культурного наследия. Работы осуществляются за счет средств заказчика, которыми могут быть физические и юридические лица, органы государственной власти или местного самоуправления.

Археологические работы регламентируются государственными нормативно-правовыми актами. В ряде субъектов и муниципалитетов Российской Федерации были разработаны собственные (локальные) документы, дополняющие Федеральное законодательство в сфере регулирования политики обеспечения сохранности культурного наследия.

Зачистка бровки кургана Чекупс-3

Исследование поселения античного времени

Механизированные раскопки кургана

Остатки древнегреческой винодельни поселения Ильич

Раскопки грунтового могильника Сабуровка

Строительные остатки на поселении Гостагай-Зозулина