Вторая группа. Антропоморфная скульптура. Представлена мелкой пластикой из путовых костей лошади. В отличие от пластин с орнаментом антропоморфная скульптура не является локальной особенностью позднего неолита Заволжья. Аналогичные находки встречаются в степной и лесостепной зоне Евразии на неолитических стоянках (Ракушечный Яр на Нижнем Дону, Виловатовская стоянка на р. Самаре), а также энеолитических памятниках Заволжья (Алтата) и Северного Казахстана (Ботай и Кожай I). Долгое время назначение этих предметов оставалось неясным и только после изучения Варфоломеевской серии с несколько большей детализацией изображений (Килейников В.В., Юдин А.И., 1993), мы можем говорить о том, что это стилизованные статуэтки, схематично изображающие женщину.
Всего обнаружено 7 антропоморфных статуэток (рис. 6, 1-3; 7, 1-3; 8, 1) и 4 заготовки (рис. 8, 5-7).
В качестве исходной заготовки использовалась путовая кость лошади. Если ее рассматривать, расположив узкую (нижнюю) часть вверх, то наблюдается определенное сходство с женским торсом за счет естественной формы кости. Для усиления этого сходства поверхность заготовки тщательно обрабатывалась скобелем и абразивом, удалялись неровности и бугорки; в четырех случаях на тыльной стороне, в ее более широкой части глубокими пропилами выделены «ножки» (рис. 6, 2, 3; 7, 2, 3). С тыльной же стороны одной заготовки при соскабливании и выравнивании были оставлены бугорки, имитирующие женскую грудь (рис. 6, 1). На шести статуэтках абразивом сформована легкая огранка по спинкам фигурок. Таким образом, вырезанные “ножки”, грудь, огранка спины и естественные обводы кости делают в статуэтках вполне узнаваемой, хотя и сильно схематичной, фигуру сидящей женщины.
После пластической обработки и полировки на поверхность статуэток кремневыми пилками наносился орнамент: горизонтальные линии в средней и нижней части изделия, короткие насечки по естественным и сформованным граням. Относительно композиций на других костяных предметах Варфоломеевской стоянки, орнаментация статуэток предельно лаконична, использованы самые простейшие элементы орнамента. Причем, при некоторых вариациях, расположение орнамента на всех статуэтках подчинено строгой закономерности. Во всех случаях статуэтка разделена в центральной части пояском из 1-4 линий, который опоясывает фигуру по всему периметру или нанесен только с лицевой стороны. Второй поясок выгравирован по краю нижнего основания статуэток. Этим поясом очерчиваются и отделяются ноги от туловища. В двух случаях, под нижним поясом, с задней и боковых сторон статуэтки дополнительно нанесены зигзаг и полоса коротких вертикальных линий. Вершины еще двух статуэток украшены прямыми и волнистыми линиями (рис. 7, 1, 3).
На боковых сторонах и гранях по спинке почти всех статуэток сделаны короткие пропилы-насечки. Насечки нанесены группами от 5 до 18 штук. Небольшое количество скульптурок не позволяет пока сделать выводы о характере смысловой нагрузки количества насечек в группах. На двух статуэтках отсутствуют ножки или грудь, но идентичность орнамента не оставляет сомнений в их типологической принадлежности к группе схематичных антропоморфных скульптур. Следовательно, вполне возможно рассматривать и “заготовки” с Варфоломеевской стоянки, а также обнаруженные на других неолитических памятниках обработанные путовые кости с каким-либо орнаментом, как символические изображения женщин.
Подтверждением правильности интерпретации варфоломеевских статуэток как изображений женщин являются аналогичные изделия верхнепалеолитического времени. Статуэтка сидящего человека, вырезанная из метакарпальной кости мамонта, известна на позднепалеолитической стоянке Авдеево, где тело фигурки также передает естественная форма кости (Гвоздовер М.Д., 1950, с. 27). На малой антропоморфной скульптуре костенковско-авдеевских памятников выявлена устойчивая связь между типом фигурки и ее орнаментацией. Причем, схема расположения орнамента была единой для реалистических и схематических изображений (Гвоздовер М.Д., 1985а, с. 9-22; она же, 1985б, с. 37-38). Л.А. Яковлева проанализировала расположение орнамента на женской статуэтке из позднепалеолитической стоянки Елисеевичи и на метаподиях, фалангах, трубчатых костях, найденных там же, и доказала, что эти орнаментированные предметы также связаны с образом женщины (Яковлева Л.А., 1989, с. 43).
Антропоморфные стилизованные скульптурки из Варфоломеевки имеют двухчастное построение, что всегда подчеркивается рядами горизонтальных линий в средней части статуэтки, и это, вероятно, является культурной особенностью. В степной зоне Юго-Востока Европы по аналогичному принципу орнаментирована путовая кость лошади из Ракушечного Яра (Белановская Т.Д., 1983, с. 161, рис. 1, 15). Антропоморфный характер статуэтки не вызывает сомнений, так как композиционно она полностью вписывается в варфоломеевские стандарты: разделена пояском в средней части, верхние и боковые грани покрыты рядами насечек (рис. 10, 1). Такое сходство явно не случайно, так как в орловской и ракушечноярской культурах наблюдаются значительные параллели и по другим признакам (Юдин А.И, 1998, с. 28-29). Очевиден также антропоморфный характер орнаментированной метаподии оленя, найденной в Ракушечном Яру. Определяющим признаком в этом случае выступает женский знак, появляющийся в искусстве антропоморфной пластики уже в начале верхнего палеолита (Столяр А.Д, 1972).
Статуэтка с Ивановской стоянки (рис. 10, 2), другого территориально и культурно близкого к Варфоломеевке памятника, украшена по спинке вертикальной цепочкой ромбов (Васильев И.Б. и др., 1980, с. 185). Такого орнамента нет на варфоломеевских скульптурках, но идентичные элементы часто встречаются на керамике.
Отличия антропоморфных статуэток на названных выше энеолитических памятниках за Уралом проявляются только в системе нанесения орнамента. Здесь применяется такой же принцип имитации женской фигурки путем подбора естественной кости соответствующей формы, что требовало минимального вмешательства древнего скульптора. При сравнении с наиболее представительной серией антропоморфных статуэток с поселения Ботай (Даниленко Т.А., 1985) сразу заметно, что для лицевой стороны скульптуры, как и на Варфоломеевке, выбрана тыльная сторона путовой кости. Здесь нанесен наиболее пышный орнамент и, в одном случае, женский знак. В расположении орнамента не применяется двухчастная композиционная схема (рис. 10, 3-8), характерная для статуэток Варфоломеевской стоянки.
Аналогичная картина наблюдается и на статуэтках из костей лошади, кулана и сайги терсекского памятника Кожай I (Калиева С.С., Логвин В.Н., 1997, с. 62, 68-69). В отличие от ботайских, на них нанесен более простой орнамент, но он также не укладывается в варфоломеевскую схему. Несколько путовых костей украшены только по верхнему краю (рис. 10, 9- 11).
Возможно, более упрощенная орнаментация (в палеолите антропоморфная скульптура развивалась по пути усиления схематизации) является хронологическим признаком, однако на находках Варфоломеевской стоянки эволюционный характер антропоморфной пластики не подтверждается. Материалы стоянки отражают функционирование орловской неолитической культуры на протяжении всего V тысячелетия до н.э. и по ним хорошо прослеживается эволюция в керамике, каменных орудиях, меньше – в изделиях из кости. Антропоморфные статуэтки залегали по всей толще неолитического слоя и все они выполнены в едином художественном стиле, сохранившемся на всем протяжении неолита. С другой стороны, на памятниках местного энеолита статуэток варфоломеевского типа нет, известны только путовые кости с сериями насечек в верхней части (стоянка Алтата).
Объединяет поволжские и зауральские предметы мелкой костяной антропоморфной пластики тот факт, что на всех памятниках, где они найдены, или существовал культ лошади и ее кости составляли значительное количество в остеологических материалах (Варфоломеевка) или хозяйство имело развитый коневодческий характер (Ботай). Показателен и сам выбор путовых костей лошади (в большинстве случаев) в качестве исходной заготовки для статуэтки.
Таким образом, в результате анализа серии орнаментированных путовых костей лошади с Варфоломеевской стоянки определено, что они являются стилизованными статуэтками женщины. Аналогичные статуэтки бытовали в степных культурах Евразии и, вероятно, являются отражением женского культа, сложившегося еще в верхнем палеолите. Условный и схематичный принцип изображения женщины в последующие за палеолитом эпохи реализовывался по-разному в зависимости от местных культурных традиций: из рога и камня у лесных охотников, из глины у земледельцев и из путовых костей у первых скотоводов степей Евразии.
Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.