В данной работе представлено неолитическое искусство населения степного Поволжья, которое стало известным после исследования Варфоломеевской стоянки. Предметы искусства, обнаруженные на этом уникальном памятнике, являются древнейшими в регионе, так как стоянки более раннего времени единичны и пока не дали ничего аналогичного. Искусство неолитического времени – совершенно новая тема для региона. Проблемы первобытного искусства населения степного Поволжья никогда ранее не рассматривались, а немногочисленные исследования по этому вопросу начинаются с эпохи бронзы (Формозов А.А., 1966; Отрощенко В.В., 1974). Находки Варфоломеевской стоянки позволяют увидеть истоки искусства раннеэнеолитических памятников региона, а также проследить некоторые общие тенденции в развитии искусства от палеолита до энеолита.
Варфоломеевская стоянка в степном Заволжье исследовалась автором в 1987-90 гг. и 1996 году. Многослойная стоянка функционировала с конца VI до начала IV тыс. до н.э. На основании полученных при раскопках материалов выделена и охарактеризована орловская культура среднего и позднего неолита (Юдин А.И., 1988; он же, 1995).
На стоянке обнаружены следующие образцы неолитического искусства: мелкая антропоморфная и зооморфная пластика; орнаментированные орудия труда из кости и камня; костяные поделки и украшения; украшения из ископаемых раковин; керамика с изысканным геометрическим орнаментом. Керамика в данной работе будет рассмотрена выборочно, только в плане сравнения орнаментов с гравировкой по кости, т.к. генезис ее орнаментальных композиций достаточно подробно рассматривался ранее в других работах (Юдин 1995; он же, 1998).
Если исходить из общепринятого определения, что декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение, а также художественная обработка утилитарных предметов — то несомненно, что перечисленные находки относятся к декоративно-прикладному искусству неолитической эпохи.
Искусство палеолита, мезолита и позднего каменного века обычно рассматривается, несмотря на большой хронологический отрезок, как непрерывное поступательное развитие человеческой культуры. Но в силу сохранности материалов и специфики техники изобразительного искусства в разные эпохи, произвести сравнения между разными этапами развития часто практически невозможно – аналогов, например, Каповой пещере в Заволжье нет, и не будет. Но есть один универсальный материал — кость — который использовался во все эпохи и дает возможность производить сопоставления и проследить развитие искусства на протяжении всего каменного века. Подавляющее количество предметов декоративно-прикладного искусства Варфоломеевской стоянки приходится на изделия из кости, поэтому, целесообразно обратить основное внимание на искусство обработки и орнаментации кости, как наиболее характерном и ярком явлении на памятнике.
Население стоянки широко использовало кость в хозяйстве. Обнаружено 330 законченных предметов из кости, свыше полусотни заготовок и отходов производства и сотни зубов лошади с насечками, которые использовались в культовых целях. Кость в процессе обработки подвергалась пилению и сверлению каменными орудиями, поверхность выравнивалась абразивами, орнамент наносился резчиком в технике гравировки. 87 % изделий подвергнуты трасологическому определению и распределены по функциональному назначению на три класса (Килейников В.В., Юдин А.И., 1993), которые включают 2-3 группы различных типов предметов: класс 1 — орудия домашних производств (обработка кожи, производство керамики, землекопные орудия); класс 2 — орудия присваивающих производств (рыболовство и охота); класс 3 — бытовые и культовые предметы (посредники, украшения, поделки и культовые вещи). Каждая группа включает от 2 до 10 типов орудий или изделий. Но в данном случае будут подвергнуты рассмотрению только предметы, по большей части, класса 3 и некоторые находки из других классов, относящихся к предметам декоративно-прикладного искусства или отличающиеся своей яркой орнаментацией.
Изделия с орнаментом есть во всех группах, но распределены они неравномерно. Среди орудий домашних производств орнаментом покрыты практически все шпатели для обработки керамики. Среди орудий кожевенного производства орнамент изредка встречается на стругах для волососгонки, в двух случаях на проколках и по одному разу на тупике, лощиле и разбильнике. Из немногочисленных (5 экз.) орудий 2-го класса орнаментировано рядом неглубоких ямок охотничье острие. Наиболее многочисленны и разнообразны орнаменты среди изделий 3-го класса. В первую очередь это многочисленные пластины со сложным геометрическим орнаментом. Часть из них типологически не отличается от шпателей для обработки керамики, но следов от работы на них не обнаружено, а на одной сохранились две симметричные нарезки по граням, показывающие, что пластина использовалась как подвеска. Все пластины подвергнуты тщательной предварительной обработке, особенно поверхности, на которые наносился орнамент.
В целом, процент орнаментированных изделий по классам следующий: 1 класс — чуть меньше 10 %; во 2-ом классе из пяти предметов украшен один, или 20%; 3 класс — 33%, т.е. каждый третий предмет.
Коллекция предметов искусства была существенно пополнена при раскопках стоянки в 1996 году, когда исследовался участок стоянки со слоем 2А, наиболее насыщенный находками (Юдин А.И., 1997, с. 16-40).
Всего сейчас насчитывается 73 костяных предмета, которые показывают уровень развития обработки кости у населения Варфоломеевской стоянки в среднем и позднем неолите (табл. 1) и которые можно отнести к предметам искусства.
Орудия домашних производств (класс I) представлены тремя группами. Первая группа — орудия кожевенного производства.
1, 2. Тупики для волососгонки и мездрения шкур из крупных лопаток. Это наиболее многочисленная категория орудий, насчитывающая более 60 экземпляров. Обломок одного из них имеет насечки, распределенные на гранях орудия группами по 11 штук; вдоль края другого нанесены три параллельные линии (Порядковый номер изделия соответствуют номеру в таблице 1, в которой также указан номер рисунка).
3-5. Струги для волососгонки и мездрения. Для двух орудий использовались фрагменты ребер без предварительной обработки. На гранях одного струга нанесены тройные короткие насечки, на другом выгравирован орнамент в виде цепочки заштрихованных треугольников. Внешняя поверхность обломка микроструга на пластине из ребра украшена четырьмя параллельными линиями и короткими насечками.
6. Лощило на обломке расколотой трубчатой кости. На внешней поверхности кремневым резцом нанесена пиктограмма (?).
7. На одном из восьми найденных разбильников для уплотнения и мягчения кожи, изготовленных из коротких отрезков (6-11 см) рогов первобытного быка, нанесены серии из 4-6 коротких насечек.
8, 9. Орнаментированы всего две проколки из 52 экз. На одной — нанесен бессистемный орнамент, на рукоятке другой – четыре параллельных линии.
10. Скребок для мездрения. Вдоль длинных сторон плоского, трапециевидной формы орудия, прочерчены одна и три линии.
Вторая группа орудий домашних производств — орудия керамического производства. На предметах этой группы встречены наиболее сложные орнаментальные композиции. Орнаментированы (большая часть) формовочные шпатели и полифункциональные шпатели-лощила. Другие орудия этой группы (штампы, шпатели-штампы и лощила) не украшались.
11-18. Формовочные шпатели сделаны из тонкопластинчатых костей и имеют стандартную форму — на рукоятке высверлено отверстие, по длинным сторонам и широкому торцу нанесены короткие насечки каменной пилкой, в одном случае — глубокие пропилы. Другая часть шпателей имеет сложный геометрический орнамент, в одном случае двусторонний.
Одно из орудий типологически отличается от остальных шпателей – оно имеет вытянутую подовальную форму и хорошо выраженную рукоять.
Вся внешняя поверхность, за исключением рабочего конца, покрыта сложным геометрическим орнаментом (рис. 4, 4).
19-23. Шпатели-лощила от формовочных отличаются только своей полифункциональностью. Все они богато орнаментированы, за исключением шпателя-лощила из ребра с тройными короткими насечками по граням.
Третья группа орудий домашних производств – землекопные орудия. Из 19 землекопных орудий орнамент есть только на одном колышке, который применялся для растягивания шкур на земле – тройные короткие насечки (рис. 1, 3).
Класс II включает орудия присваивающих производств: 3 гарпуна (орудия рыболовства) и 2 острия (орудия охоты). Одно острие имеет 39 круглых просверленных углублений (рис. 2, 17).
В класс III объединены бытовые и культовые предметы. В группе 1 – посредники (оправы, муфты, рукояти) орнаментированных орудий нет. Группа 2 включает 27 орнаментированных украшений и поделок.
26-29. Подвески. Они имеют отверстия или нарезки для подвешивания. Только одна из них, каплевидной формы, была сразу изготовлена как украшение (рис. 2, 13), остальные, скорее всего, обломки формовочных шпателей для керамики. Во всяком случае, типологически и по характеру орнаментации они ничем не отличаются от керамических орудий, но не имеют следов микроизноса, которые, скорее всего, были утрачены в процессе вторичного использования. Среди костяных предметов Варфоломеевской стоянки есть еще много видов подвесок: стержни с отверстием, двумя выступами и круговым пропилом; зубы лошади, коровы, оленя с отверстиями и круговыми пропилами; передние зубы лошади с насечками (от 1 до 13) на внутренней стороне коренной части – но все они не имеют орнамента, хотя также являются украшениями и использовались вместе с орнаментированными подвесками.
31, 32. Пронизки. Для пронизок использовалась тонкая трубчатая кость. Торцы обрабатывались абразивом, поверхность скобелем. Из найденных 19 пронизок две орнаментированы. Одна из них украшена 14 круговыми пропилами, другая разделена на две равные половины линией, выгравированной по всей окружности.
30, 33-39. Пластины и фрагменты пластин с геометрическим орнаментом. Сложный геометрический орнамент нанесен резцами и резчиками в технике гравировки, чаще всего, с обеих сторон. По морфологическим признакам фрагменты пластин идентичны шпателям и лощилам по керамике, орнаментальные композиции включают те же элементы.
40-45. Пластины с линейным орнаментом. Представлены обломками узких (0,9-1,9 см) и тонких пластин, изогнутых в продольном сечении. По всей длине пластин, в большинстве случаев на двух сторонах, кремневым резцом выгравировано 4-8 параллельных линий, которые образуют простейший лабиринт. Одна пластина имела острый конец, а на округлом конце другой просверлено отверстие. Сильная фрагментированность данных изделий и отсутствие следов микроизноса затрудняет определение их назначения. Фрагмент такой пластины использовался в качестве микроструга для обработки шкур (рис. 2, 8).
46-51. Орнаментированные кости. Орнамент нанесен на обломки трубчатых костей и фрагменты ребер без предварительной подработки поверхности. Орнамент, в отличие от предыдущих изделий, примитивен, выполнен грубо и неумело, хотя в основных чертах и повторяет орнаментальные элементы на пластинах.
Третья группа включает предметы, отнесенные к культовым.
52-62. Антропоморфные предметы. К этому типу изделий отнесено 7 путовых костей лошади с орнаментом и обработкой поверхности и 4 заготовки, которые по ряду морфологических признаков признаны схематичными изображениями сидящих женщин.
63-65. Зооморфные предметы. Представлены фигурками лошадок на тонкопластинчатых костях.
Кроме того, обнаружены еще три обломка ребер с сериями коротких насечек и обломок пластины с линейным орнаментом от предметов неопределенного назначения. Такова классификация костяных изделий по функциональному назначению предметов, из которой прослеживаются некоторые закономерности в распределении типов орнаментов в зависимости от назначения предмета. Как видно из анализа таблицы 1, все костяные предметы декоративно-прикладного искусства распределяются на три неравные по количеству группы: орудия и изделия, украшенные различным по сложности орнаментом; антропоморфные статуэтки; фигурки лошадей.
Для получения наиболее полной картины распространения орнаментов на костяных предметах целесообразно произвести еще одну классификацию, но теперь по типам орнаментов, вне зависимости от функций изделий. Распределение различных типов орнаментов по категориям предметов представлено в таблице 2.
Прослеживаются определенные закономерности в распределении орнаментов по категориям находок. Все орнаментальные композиции составлены из 10 элементов и их вариантов.
Проанализируем находки, начиная с простейших орнаментов.
- Простейший орнамент — короткие насечки, выполненные резцом или пилкой (рис. 1, 2, 17). Серии насечек наносились группами от трех (чаще всего) до 11 штук на следующие орудия: разбильник, струг для волососгонки, колышек, тупик. Такими же насечками, но не разбитыми на группы, украшались антропоморфные статуэтки, пластины с линейным орнаментом, шпатели со сложным геометрическим орнаментом, где эти насечки выступают в качестве дополнительных элементов к основному орнаменту. Как основной элемент насечки применялись только при украшении шпателей для формовки керамики, где они наносились по всему периметру.
- Простой линейный орнамент есть практически на всех категориях находок (рис. 2, 1-11, 13, 15, 16). Встречаются предметы, украшенные одной или серией поперечных линий (рис. 2, 9-11) или продольными линиями – на тонких длинных пластинах (одна из них – струг для волососгонки, рис. 2, 8), на шпателе-лощиле для керамики (рис. 2, 1), на подвеске (рис. 2, 13). В нескольких случаях параллельные линии дополнены короткими насечками, а в одном случае – зигзагом (рис. 2, 7). Одной-двумя параллельными линиями украшались и оборотные стороны некоторых изделий. На двух предметах параллельные линии, вероятно, имеют технологическое происхождение: это параллельные краю предметов линии на трапециевидном скребке для мездрения шкур и обломке тупика (рис. 1, 15, 16). По таким глубоким линиям, как установлено трасологическими исследованиями, производилось обламывание лишней части заготовки при изготовлении орудия.
- Лабиринт. Простейший лабиринт украшает пластины с линейным орнаментом с “лицевой” стороны (рис. 2, 2, 3, 5). В принципе, все более сложные геометрические орнаменты с зигзагом и меандром также образуют лабиринт.
- Зигзаг украшает предметы только в сочетании с другими элементами, выступая в качестве разделителя орнаментальных зон на пластинах, шпателях, в одном случае зигзаг встречен на антропоморфной статуэтке.
- Треугольник также встречается как элемент сложных геометрических композиций. Только в одном случае композиция полностью составлена из треугольников: на плоской грани одного из скребков-стругов, выполненного на крупном ребре, выгравированы четыре треугольника, образующие цепочку и заполненные сеткой (рис. 5, 1).
- Лабиринт-меандр – основной элемент сложных геометрических композиций, дополненных практически всеми остальными элементами орнамента (рис. 3, 1-7; 4, 2-4, 7, 10). Это наиболее интересный и выразительный элемент орнамента, определяющий оригинальную стилистику большей части орнаментированных предметов. Композиции с лабиринтом-меандром подробно будут рассмотрены ниже, поскольку именно они, как представляется, выделяют Варфоломеевскую стоянку в самостоятельный культурный очаг.
- Прямоугольник. Используется в качестве ограничителя, рамки для орнаментальных композиций. В одном случае, возможно, это условный и схематизированный сюжетный рисунок (рис. 4, 10). Таких рисунков встречено немного (рис. 4, 4, 6) и определить смысловую нагрузку таких композиций при незначительной выборке пока весьма трудно.
- Штриховка и сетка – заполняют углы композиций и внутреннее пространство геометрических фигур.
- Штриховка и сетка – заполняют углы композиций и внутреннее пространство геометрических фигур.
- Ямки. Два предмета украшены неглубокими просверленными ямками. Один из них – обломок какого-то орудия, вторично использовавшегося в качестве украшения-подвески. На его узком отверстии одна из ямок просверлена насквозь. По граням подвеска также дополнительно украшена тройными короткими насечками (рис. 2, 12). Аналогичными ямками (39 шт.) украшено охотничье острие по всей его длине (рис. 2, 17).
- Бессистемный орнамент нанесен на проколку (рис. 2, 14) и два костяных осколка; хаотические линии без какой-либо системы не являются собственно орнаментом.
Четвертый-девятый орнаментальный элементы нанесены, преимущественно, на шпатели, пластины и кости с орнаментом.
Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.