Варфоломеевская стоянка. Зооморфные предметы.

Третья группа. Зооморфные предметы. Находки этой группы немногочисленны, но очень выразительны и представляют особый интерес, так как показывают истоки сложения искусства следующего периода — раннего энеолита. Зооморфные предметы — это три фигурки лошадей, выполненных на тонкопластинчатых костях. Самая маленькая фигурка имеет длину 2,8 см и высоту 1,5 см (рис. 8, 4).

Это изображение лошади наиболее схематично по сравнению с другими, но видовая принадлежность не вызывает сомнений. По холке лошади кость срезана под углом таким образом, что обнажившееся губчатое вещество очень удачно имитирует гриву. Также следует обратить внимание на две параллельных линии, прочерченных по морде, передним и задним ногам и брюху. В принципе, это можно было бы списать на техническую погрешность, но на второй фигурке лошади совершенно явственно изображена уздечка и, поэтому, эти две параллельных линии привлекают к себе внимание.

Вторая фигурка наиболее крупная: длина 6,9 см, высота 3,5 см (рис. 8, 2). Приблизительно в центральной части просверлено отверстие, а на голове с обеих сторон кремневой пилкой сделаны глубокие пропилы, в том числе и два длинных по шее, и по одному глубокому пропилу по крупу. Скорее всего, этими пропилами обозначена уздечка. Как и у первой фигурки, ноги лошади обозначены весьма условно, хотя общий контур весьма динамичен и выразителен.

От третьей фигурки сохранилась только передняя половина. Здесь короткими насечками обозначена грива и просверлено отверстие для подвешивания. Высота 2,2 см (рис. 2, 3). Все три фигурки выполнены в одной художественной манере: головы лошадей опущены, они имеют короткие ноги и отвислый живот. Ближайшие аналогии обнаруживаются в ранне- энеолитических могильниках Поволжья: у с.Съезжее на реке Самаре и Липовый Овраг в Хвалынском районе Саратовской области. Фигурки лошадок из Варфоломеевки отличаются от них отсутствием гравировки мелких деталей по сравнению с находками из Липового Оврага и в то же время значительно большей реалистичностью по сравнению с предметами из Съезжего (Васильев И.Б. и др., 1980, с. 185; Васильев И.Б., Матвеева Г.И., 1979; Васильев И.Б., 1985, с. 17).

Предметы искусства из других материалов, встреченные на Варфоломеевской стоянке, являются обычными находками на других неолитических и раннеэнеолитических стоянках.

Найдены обломки пяти утюжков. Один из утюжков, выполненный из темно-серого окаменевшего дерева, имеет поперечную полукруглую в сечении бороздку; перпендикулярно ей по верхней плоскости проточено около 10 линий (рис. 9, 2).

Еще два аналогичных утюжка с параллельными линиями по верхней поверхности изготовлены из серо-зеленой породы типа серпентинита и серо-черного камня с блестящими вкраплениями (рис. 9, 4, 6). Несколько отличается обломок утюжка из плотной темно-серой породы с мелкозернистой примесью, дающей металлический блеск. Нижняя часть утюжка плоская, на округлой поверхности и боковой грани сохранились два полукруглых желобка. В центральной части, перпендикулярно желобку проточены две параллельные бороздки (рис. 9, 3). В слое 2 А (финальный неолит, вторая половина V тыс. до н.э.) обнаружен обломок глиняного утюжка, такой же формы, как и каменные. На его верхнюю сторону до обжига были нанесены продольные полосы в технике отступающего накола (рис. 9, 7).

Особый интерес представляет скипетр, найденный на территории Варфоломеевской стоянки, один из концов которого оформлен в виде головы животного. Скипетр изготовлен из сливного песчаника розовато- коричневого оттенка (цвет за счет примесей гидроокисла железа). Предмет полностью не сохранился (рис. 9, 1).

Длина сохранившейся части – 18,7 см, максимальный диаметр – 6 см. Скульптурное изображение выполнено в условно-реалистической манере. Морда животного вытянутая, приплюснутый нос напоминает пятачок свиньи (в культурном слое найдено очень незначительное количество костей свиньи, преимущественно, в верхнем слое). В нижней части “пятачка” слегка намечены пасть и нижняя челюсть. Глаза обозначены выпуклыми окружностями. На верхнелобовой части, ближе к затылку, выступают небольшие уши, дугообразно опускающиеся к нижней челюсти и подчеркивающие форму головы. С уверенностью назвать вид изображенной особи нельзя, т.к. скульптура соединяет черты нескольких животных. В частности, передняя часть морды напоминает свинью, а длинные свисающие уши больше всего похожи на собачьи. Поверхность жезла тщательно отполирована. Кроме того, ближе к обломанной части на верхней, нижней и боковых сторонах сделаны четыре плавно заглубленные плоскости, зашлифованные намного сильнее, чем остальная поверхность.

Аналогичные предметы известны на памятниках Восточной Европы еще со второй четверти XIX века по коллекции П.Н.Рыбникова на территории Карелии (Формозов А.А., 1986, с. 183)

Традиция использования подробных жезлов широко распространена и в неолите лесостепной и степной зоны. Они чаще всего известны как случайные находки, например, в Новоорском районе Оренбургской области (Моргунова Н.Л., 1995,  с. 172, рис. 76,  2), но зооморфный скипетр встречен и в культурном слое энеолитического поселения Лебяжинка IV в лесостепном Заволжье (Овчинникова Н.В., 1996, с. 13-14, рис. 1).

Найдены два навершия булав: обломок круглой булавы диаметром 4,5 см из серо-коричневой плотной мелкозернистой породы и полностью сохранившаяся булава из мела. В данном случае интерес вызывает последняя. Она залегала на дне жилища слоя 2 А. Находка имеет подтреугольную форму, окончания лучей подчеркнуты двумя круговыми желобками. Сверху, вокруг сверлины также проточена окружность, от которой вершинами вниз опускаются треугольники (рис. 9, 5).

Традиционно считалось, что искусство степных народов на протяжении длительного времени носило исключительно орнаментальный характер, но мелкая зоо- и антропоморфная костяная пластика Варфоломеевской стоянки и других вышеназванных памятников неолитического времени позволяет предполагать широкое бытование изобразительных видов искусства на материалах, которые не сохранились в культурном слое. Это хорошо видно на примере стоянок лесной зоны, культурные слои которых залегают в болотах и торфяниках с хорошей сохранностью дерева. Без деревянных предметов искусства (скульптурные изображения животных и птиц), найденных там, искусство многих неолитических культур также считалось бы только орнаментальным.

Долгое время чисто орнаментальным считалось и искусство культур степной бронзы. Однако редкие, хотя и схематичные, изображения людей, животных, колесниц на керамике эпохи бронзы (Отрощенко В.В., 1974; Галкин Л.Л., 1977; Кузнецова Л.В., Седова М.С., 1991; Матюхин А.Д., 1992) показывают, что людям того времени не было чуждо изобразительное творчество, но и они, вероятно, прилагали свои силы на недолговечных материалах. Выше уже приводилось логическое предположение по этому вопросу для Варфоломеевской стоянки: если орнаментом покрыты орудия для изготовления керамики, которая в свою очередь орнаментировалась, то, возможно, украшались и изделия из кожи, т.к. орудия для ее обработки тоже орнаментированы. Далее, можно предположить следующее. Орнамент на кости  и керамике в пределах одной стоянки различается принципиальным образом, следовательно, и на кожаных предметах он был другим. А может там выполнялись сюжетные рисунки? Ведь есть же некое подобие пиктограмм на нескольких изделиях (рис. 4, 4, 6, 10).

Круг аналогий для искусства Варфоломеевки, в целом, очерчивается в сопредельных степных культурах неолита-раннего энеолита. За пределами нижневолжского региона, особенно явственно общие закономерности прослеживаются с ракушечноярской культурой Нижнего Дона. Это уже упоминавшиеся костяные изделия из Ракушечного Яра (орнаментированные предметы, антропоморфные статуэтки) и костяная фигурка быка из Раздорского I поселения (Кияшко В.Я., 1994, с. 129, рис. 143). Последнее представляется особенно важным, так как к настоящему времени только в орловской и ракушечноярской культурах совместно встречаются антропоморфная и зооморфная пластика. Вероятно, это не случайное совпадение, которое не может быть объяснено стадиальными причинами. Следует предполагать какую-то общую культурную основу или тесные культурные связи (Юдин А.И., 2000, с. 47-49).

Концентрация находок на Варфоломеевской стоянке возможно есть зримое свидетельство существования еще одного центра распространения неолитического искусства на территории Восточной Европы, получившем прямое продолжение в энеолитических памятниках последующего времени. Преемственность искусства мелкой пластики и традиционных орнаментов на территории Нижнего Поволжья видна в материалах раннеэнеолитических могильников Съезжее (Васильев И.Б., Матвеева Г.И., 1979) и Липовый овраг (Васильев И.Б., 1985). Если варфоломеевские фигурки лошадей выполнены в единой стилистической манере, то фигурки с могильников уже делятся на два типа. Один тип представлен изображениями лошадей в более реалистической манере и с большей детализацией по сравнению с варфоломеевскими находками. Другой тип, наоборот, отличается избыточной стилизацией.

Вопрос о преемственности искусства непосредственно связан с более общими вопросами развития культуры. Анализ материалов Варфоломеевской стоянки подтверждает вывод С.В.Ошибкиной о возможном существовании общих закономерностей в развитии искусства всей Евразии (Искусство…, с. 132). Этому может служить бытование костяных фигурок животных в одной стилистической традиции от Балтики до Нижнего Дона.

Имеются в виду фигурка лося (Малмута, Латвия, раскопки И.А.Лозе — по А.А.Формозову, 1970, с. 199, рис. 4, 9), скульптурки лошадей из Заволжья и изображение быка из Раздорского I поселения (Кияшко В.Я., 1987, с. 74, рис. 1, 16).

С.В.Ошибкина также считает, что наблюдаемая специфика для различных культур и регионов носит этнический характер. Применительно к варфоломеевским материалам это также находит подтверждение. Действительно, прямые аналогии обнаруживаются к северу и северо-востоку от Варфоломеевки в материалах волго-уральской культуры, на юге и юго- западе — среди каиршакских и джангарских памятников и далее — в ракушечноярской культуре. Именно с этими культурами орловская обнаруживает максимальную степень культурной близости по комплексу археологических признаков.

Преемственность (основных принципов или идей) искусства от эпохи к эпохе хорошо прослеживается в искусстве малых форм. В палеолите для этого жанра основным сюжетом является изображение женщины и животных (Абрамова З.А., 1970, с. 78). Те же сюжеты, как было показано выше, характеризуют орловскую и ракушечноярскую культуры. Сохраняется и принцип отражения в искусстве наиболее важных сторон жизни. Если в палеолите на стоянках встречается много костей мамонта, то и его изображения доминируют. Аналогично и для Варфоломеевской стоянки — обильное количество костей лошади сопровождается изображениями лошади.

Таким образом, на примере одной относительно небольшой коллекции предметов декоративно-прикладного искусства становится возможным увидеть общую картину для степной зоны Юго-Восточной Европы, т.к. в культурном слое Варфоломеевской стоянки представлены практически все предметы неолитического искусства этого региона. По единичным предметам декоративно-прикладного искусства на различных памятниках ранее нельзя было предполагать какую-либо целостность в плане эволюции искусства неолитического населения. Варфоломеевская стоянка своей коллекцией не только объединяет эти разные в плане археологических культур памятники, но и выделяется среди них как по общему количеству типов и предметов искусства, так и совершенно оригинальным художественным стилем гравировки кости, который пока не находит аналогий. С учетом коллекции предметов искусства Варфоломеевской стоянки теперь степная зона Юго-Восточной Европы предстает перед нами как единое культурное пространство (в плане искусства) с возможным центром распространения искусства обработки кости из степного Заволжья.

Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. К оглавлению.